Первая платная автодорога была запущена в 2013 году на участке Нур-Султан-Щучинск, протяженностью 211 км со следующим тарифам:
— для легковых автомобилей 1 тенге за 1 километр. При этом для местного легкового транспорта предусмотрен годовой льготный абонемент по цене 1000 тенге;
— для грузовых автомобилей в зависимости от грузоподъемности от 5 до 25 тенге за километр;
— для автобусов в зависимости от количества посадочных мест от 5 до 15 тенге за километр. При этом, междугородние и местные рейсовые автобусы освобождены от оплаты.
Перевод в платный режим данного участка позволило полностью качественно содержать дорогу за счет сборов.
В 2019 году были еще запущены 3 платных участка: НурСултан-Темиртау 134 км, Алматы-Капшагай 42 км, АлматыХоргос 295 км. Данные участки, также как и Нур-СултанЩучинск имеют шлагбаумы на въезде и выезда с платного участка. Ставки платы сохранились на уровне 2013 года.
Взимание платы за проезд по автомобильным дорогам это общемировая практика, которая позволяет применить справедливый принцип «Кто пользуется дорогой — тот и платит за ее содержание». Все собранные средства идут на улучшение состояния платной дороги и предоставляемого сервиса. Деньги из республиканского бюджета на платные дороги не выделяются.
Необходимо отметить, что ставки платы за проезд в Казахстане самые низкие по сравнению с другими странами Для сравнения в соседней России легковые автомобили платят
около 7 тенге и грузовые от 10 до 22 тенге за 1 км. В европейских странах плата за проезд в 5 раз выше для грузовых и в 20 раз выше для легковых автомобилей.
Информация по средним тарифам на платных участках СНГ, ЕС и КНР.
(в тенге/км)
В соответствии с программой инфраструктурного развития «Нурлы Жол» предусмотрено внедрение платности на 11 тыс. км автомобильных дорог до 2025 года. На первом этапе в 2021 года планируется открыть платное движение на 5,8 тыс. км без использования шлагбаумов (Приложение №1).
Ставки платы на новых участках были публично обсуждены на общественных слушаниях в каждом регионе Казахстана в феврале-апреле 2021 года совместно с общественными организациями, в том числе с Союзом перевозчиков Казахстана — ассоциацией «КазАТО» (Приложение №2).
Пример
1. При внутренних перевозках до 1000 км стоимость платы для грузового транспорта грузоподъѐмностью свыше 15 тонн составит 25 тыс. тенге (1000 км х 25 тенге/км).
2. Для транзитных перевозок по участку автодороги «Западная Европа — Западный Китай» протяженностью 2800 км стоимость проезда для грузового транспорта грузоподъѐмностью 15 тонн составит 70 тыс. тенге (2800 км х 25 тенге/км).
В настоящее время дополнительно рассматривается внедрение преференций для местных перевозок товаров первой необходимости ввиде годового абонемента.