Признаюсь, что спектакль «Фаворит», шедший в областном русском драматическом театре несколько лет тому назад, я не видела. Но первое, о чем спросила заслуженного деятеля культуры РК Надежду Слепцову: «Вы Екатерину II не играли?».
Уж очень бросается в глаза… Нет, о внешней схожести говорить, конечно, не приходится. Да и прижизненные парадные портреты императрицы истинные черты лица передают весьма относительно. Но. Осанка, манеры у Надежды Михайловны поистине – царственные, речь – изысканная…
«Голубая кровь» далеких предков? Или актриса Слепцова настолько вжилась в образ Екатерины Великой, что до сих пор из него полностью выйти не может даже за пределами сцены?
Надежда Михайловна решительно опровергает обе эти версии. Выросла в простой рабочей семье, о предках-аристократах речь никогда не шла.
— Екатерину играть было сложно, как и другую императрицу – Елизавету Австрийскую. Ведь это не вымышленные персонажи, а исторические личности. Другое дело, что женщина – во все времена и у всех сословий – всегда женщина со своими страстями, горестями и радостями, — рассказывает актриса. И продолжает: «Если бы я вбирала в себя хоть частичку характеров всех сыгранных героинь, от меня самой уже ничего бы не осталось. Скорее, я наделяю их чертами своего характера».
Наверное, поэтому столь самобытны, неповторимы все сыгранные ею роли.
— Надежда Васильевна, Вы с детства хотели стать актрисой и стали ею. Кто-то из Ваших родственников, учителей разглядели в Вас артистические способности?
— Да что Вы! Не только речи, мыслей об этом не было. В семье – четверо детей, родители заботились о нас, работали очень много. Профессии мы выбирали сами. Но вся семья знала, что если по телевизору идет передача с записью оперы, переключать бесполезно, досмотрю до конца. Еще и подпевать буду.
— Актерская профессия – извечная мечта чуть ли не большинства девчонок. Многих мальчиков, собственно, тоже. Можно ли в принципе разглядеть у ребенка способности к этому? Ведь часто за таковые принимаются детские непосредственность и раскованность.
Отвечая на этот вопрос, Надежда Михайловна, очевидно, исходила из своего опыта. Ведь обе ее дочери стали актрисами: «Сложно сказать. Голос, пластика, обаяние… Но главное – внутреннее содержание. В любом случае, если у ребенка, подростка такое желание есть, надо дать ему возможность попробовать».
«Вы хотели стать актрисой и стали ею. Ваше представление о профессии совпало с реальностью?». На этот вопрос актриса отвечает без раздумий: «Да, совпало. Я думала, что это красиво. И сейчас вижу красивое и высокое. Когда занимаешься любимым делом, оно не может быть тяжелым. Я всегда хотела и хочу идти на работу. Да, устаешь. Да, бывает, злишься, расстраиваешься. Да, трудно. Но трудностей не боялась никогда. Всегда чего-то добиваешься через что-то. Иначе нельзя».
— А как же пресловутое «закулисье», известное по кинофильмам, – с борьбой за роли, интригами, происками всевозможными? Помните слова Фаины Раневской: «Против кого дружим, девочки?».
— Знаете, все, как у всех. Кто-то с кем-то дружит. Просто дружит, а не «против кого-то». Кто-то кого-то недолюбливает. Но до «гвоздей в пуантах» никогда не доходит. Возможно, мне повезло с коллективом, в который и пришла еще девятнадцатилетней…
Мне всегда казались банальными часто звучащие: «Каждый видит то, что…» и «Везет тому, кто…». Но, разговаривая с Надеждой Михайловной, подумала о том, что все-таки они справедливы. Ведь любой коллектив – не есть нечто данное нам свыше, мы сами во многом формируем его характер. Особенно, если работаем в нем не год и не два.
Надежда Слепцова, отмечающая в этом году свою красивую юбилейную дату, пришла в областной русский драматический театр в 19 лет. И это тот случай, о котором можно сказать «однажды и навсегда». Хотя приглашали и в другие, более известные на тот момент.
Когда юная девушка говорит на общем собрании: «Зачем вы говорите неправду? Вчера в узком кругу вы говорили совершенно иное» – это запоминается всеми. Причем сама Надежда Михайловна говорит о себе, что «революционеркой» никогда не была, на баррикады не стремилась: «Просто не могу мириться с несправедливостью. Если сделаю что-то вопреки себе, я не смогу с этим жить». Но мы-то знаем, что это совсем не просто. Наверное, потому так ярки, неповторимы образы, создаваемые актрисой Слепцовой. Сколько в них женской красоты и силы! Во многих из них, как в Анне из спектакля «Саня, Ваня, с ними Римас», так и сквозит сказанное о себе Надеждой Михайловной: «никогда не потерплю унижений».
«Хвалу и клевету приемли равнодушно, И не оспаривай глупца», – это тоже о ней. Признается, что от критики (даже справедливой) «рассыпается», как и от похвалы чрезмерной. Возможно, потому, что будучи человеком склонным к самоанализу, она свои оплошности критикует так, как никто не сможет этого сделать.
Жизненное и творческое кредо Надежды Михайловны совпадают: «Всегда!». И уточняет: «Всегда в театре!».