Не просто мусор

Кто и как утилизирует медицинские отходы

С началом пандемии коронавируса резко увеличилось количество медицинских отходов – как во всем мире, так и в каждом отдельно взятом государстве, городе, районе. Перчатки, респираторы, маски и защитные очки необходимо постоянно менять, а использованные – утилизировать. При неправильной утилизации средства индивидуальной защиты способны нанести вред не только природе, но и нам с вами. Учитывая, что утилизация медицинских отходов была проблемным сектором задолго до появления COVID-19, мы задались вопросом: как же решается этот вопрос сейчас?

Доступно любому предпринимателю

Чтобы выяснить, кто может оказывать услуги по утилизации медицинских отходов и требуется ли на это специальная регистрация, мы обратились в управление государственных доходов по Атбасарскому району. В официальном ответе ведомства на наш запрос было сказано, что «конкретизированного вида деятельности, относящегося к утилизации медицинских отходов, нет». Что касается перечня документов, необходимых для регистрации предприятий, занимающихся соответствующей деятельностью, то в ведомстве отметили, что «лицензия на этот вид деятельности не требуется, специальных требований к регистрации предприятий нет».
Мало того, согласно официальному ответу районного управления госдоходов, «фирмы, осуществляющие услуги по утилизации медицинских отходов, на территории Атбасарского района не зарегистрированы».

А как у нас?

Возникает резонный вопрос: если на территории района нет фирм, утилизирующих медицинские отходы, куда же деваются использованные маски, перчатки и противочумные костюмы?

Что из себя представляют медицинские отходы, как проходит процесс их сбора и утилизации? Об этом на примере Атбасарской много-профильной межрайонной больницы нам рассказала врач-эпидемиолог Елена Карпушина:

— По степени опасности медицинские отходы, в соответствии с приказами Минздрава и санитарными правилами, подразделяются на пять классов, от «А» – неопасных, подобных бытовым, до «Д» – радиоактивных. От класса опасности зависят и требования к их утилизации, — отметила она. — Для утилизации медотходов класса «А» у нас заключен договор с ТОО «МЖД Атбасар сервис коммунальные услуги», класса «Б» и «В» (это отходы эпидемиологически опасные и чрезвычайно опасные) – с ИП «Дарханбаева К.Т.», у этой компании есть печь, уничтожающая биоматериал, а также специализированный транспорт для его вывоза.

По словам Елены Владимировны, за месяц из больницы утилизируется около 9 тонн медотходов класса «А», более 500 кг – класса «Б», более 200 – класса «В». Оплата за утилизацию проводится из средств областного бюджета.

Экологический вопрос

Казалось бы, работа налажена. Медицинские отходы из Атбасарской ММБ попадают в ИП «Дарханбаева К.Т.» (хоть оно, исходя из ответа УГД по Атбасарскому району, не зарегистрировано в качестве исполнителя услуг по утилизации медицинских отходов). Фирма их вывозит и утилизирует в специальной печи. Но насколько безопасно для человека и окружающей среды проходит этот процесс?

— Вообще, медицинские отходы являются одними из наиболее опасных форм отходов, особенно если они не обрабатываются перед утилизацией, — говорит государственный экологический инспектор департамента экологии по Акмолинской области Нурбек Хамитов. — К примеру, мелкая зола требует осторожного обращения, поскольку она может содержать токсичные материалы. Но департамент экологии проводит проверки на объектах, утилизирующих медицинские отходы, только по конкретным фактам нанесения вреда человеку или окружающей среде. Так предписывает Предпринимательский кодекс РК.

Кроме того, по СанПиН, объекты, утилизирующие медицинские отходы, должны располагаться на расстоянии от жилых домов.

— Всего категорий предприятий четыре, мы в основном выдаем разрешения на эмиссию в окружающую среду по второй категории – тем, кто имеет инсенераторы (установки для термического уничтожения жидких, твердых и газообразных отходов), — рассказала замруководителя областного управления природных ресурсов и регулирования природопользования Айтжан Кусманова.

— Для объектов второй категории санитарно-защитная зона составляет 300 метров, третьей – 100 м, четвертой – 50 м и меньше. Если инсенераторов нет, это не говорит о том, что разрешение не нужно. Если на предприятии есть даже обычные печи, предназначенные для утилизации отходов и осуществляющие вредные выбросы в атмосферу, все равно необходимо получать разрешение у нас…

Без комментариев

Тогда мы обратились в Атбасарское районное управление санитарно-эпидемиологического контроля, чтобы узнать больше о требованиях, предъявляемых к компаниям, занимающимся утилизацией.

По предоставленным сведениям, ИП «Дарханбаева К.Т.» утилизирует медотходы класса «Б», «В» и «Г», которые относятся к эпидемиологически и токсикологически опасным. В ответе ведомства было сказано, что у фирмы имеются и печь для осуществления утилизации медотходов, и специальный транспорт для их вывоза.

Но как подтвердить факт наличия соответ-ствующего оборудования, если, согласно приказу Министра здравоохранения РК, деятельность этого объекта не подлежит проверке по особому порядку? Эпидемиологическое заключение на соответствие готовности к различным видам деятельности выдается лишь объектам с высокой эпидемиологической значимостью, а ИП «Дарханбаева К.Т.» таковым не является.

Не подлежит фирма проверке и как объект малого и среднего бизнеса – из-за моратория, наложенного Президентом РК еще в 2019 году. Получается, что компании нужно лишь уведомить эпидемиологическую службу о том, что она будет заниматься утилизацией медотходов, и ежемесячно отправлять ведомству отчеты. В отчетах должно указываться ежемесячное коли-чество медицинских отходов, образовавшихся после лечения инфекционных больных, в том числе, COVID- и ВИЧ-положительных.

Но, к сожалению, четких стандартов, обеспечивающих прозрачность всех ступеней утилизации медицинских отходов, в стране пока еще нет.
Убедиться воочию в наличии инсенератора и понаблюдать за процессом утилизации медицинских отходов на территории ИП «Дарханбаева К.Т.» нам не удалось. Руководство компании от комментариев отказалось.

Данияр САДВАКАСОВ.
Атбасарский район.

Читайте также