О математике, прагматизме и человеческом участии

Еще два года тому назад у работников казахстанских СМИ и тех, кто работает в сфере информатизации, профессиональный праздник был единым, отмечали его 28 июня.

Не знаю, как у программистов, системных администраторов, а у нас, журналистов, какое-то недопонимание – «Почему?» – все-таки было.
Но заведующий кафедрой информационных систем и вычислительной техники Кокшетауского университета им. Шокана Уалиханова Сергей Хан разъяснил все доступно и убедительно: «Журналисты информацию создают, а доводят ее до людей с помощью информационно-коммуникационных технологий, которые совершенствуют работники сферы информатизации».

Видимо, именно так – ясно, понятно, неспешно – Сергей Иннокентьевич и занятия со студентами проводит. А преподает он уже чуть ли не 40 лет. Небольшие перерывы на научную, практико-внедренческую деятельность, безусловно, на качестве преподавания сказались только положительно.

В Кокшетау коренной карагандинец С. Хан переехал десять лет тому назад. Опытного специалиста, кандидата наук пригласили на должность заведующего кафедрой.
На вопрос о мотивах выбора специальности, отвечает, что еще школьником знал, что она будет связана с математикой.

Родители – горные инженеры – советовали стать инженером-строителем. Возможно, потому, что были из поколения, хорошо помнившего, как академик Лысенко и его сторонники генетику и кибернетику клеймили ни много ни мало, как «продажных девок империализма». Возражающим ученым приходилось сложно не только исследования проводить, были основания и за жизнь опасаться.

Но когда на Западе появились первые ЭВМ, правота подлинных ученых – оппонентов Лысенко – стала очевидной. Уже в начале 70-х конкурсы абитуриентов вузов на специальность «Автоматизированные информационные системы» были огромными.

Занявший пятое место на Всесоюзной математической олимпиаде Сергей Хан поступил в Московский институт электронного машиностроения. Специальность – «Автоматизированное проектирование».

Через пять лет в родной город вернулся дипломированным специалистом, три года работал в проектной организации. Затем – аспирантура в Карагандинском политехническом институте, защита кандидатской диссертации. Вел дисциплины, сами названия которых для «чистого гуманитария» звучат устрашающе: «Теория принятия оптимальных решений», «Автоматизированное проектирование промышленных предприятий», «Основы экономического моделирования»…

Востребованная специальность помогла выстоять и в непростые для всех 90-е годы прошлого столетия, занимался внедрением компьютерных систем. Их необходимость была очевидна и для государственных, и для только-только создающихся частных организаций и предприятий. Чуть позже вернулся к преподавательской деятельности.
Так что все этапы – механизация – автоматизация – информатизация – Сергей Иннокентьевич изнутри изучил. «Был еще один этап, — отмечает он в нашей беседе. — Автоматика. В 60-е годы не только фантасты, но и серьезные ученые пытались создать системы, полностью исключающие из многих процессов человеческое участие. Не получилось. И это хорошо».

В безусловной значимости человеческого фактора наш собеседник не сомневается. Весь свой опыт использует для того, чтобы армия IТ-специалистов пребывала грамотными, хорошо подготовленными выпускниками.

Есть среди них те, кто сразу устраивается в крупные столичные IТ-комании, несколько человек – даже в «Казкосмосе» и его дочерних организациях работают… Но доцент Хан не скрывает, что таковых меньшинство. Большей части выпускников нужно в практической деятельности не просто закрепить знания и навыки, а приобрести их.
Ситуация, при которой у выпускников вузов дипломы одинаковы, а знания – различны, собственно, не нова. Характерна не только для Казахстана и не только для нашего времени. Но сейчас стала все-таки острее и очевиднее.

Причиной этого Сергей Иннокентьевич (он подчеркивает, что может говорить только о подготовке «айтишников») считает, прежде всего, слабый уровень школьной подготовки по математике: «В каждом регионе должны быть специализированные школы различной направленности. Особенно математического профиля».
Далее он говорит о перегруженности учебных программ непрофильными предметами. На это не раз обращали внимание эксперты НПП «Атамекен», определяющие рейтинг образовательных программ.

— Конечно, никто не возражает против таких дисциплин, как «Культурология» или «Основы толерантности», — аргументирует свою точку зрения заведующий кафедрой. — Но было бы целесообразнее изучать их на факультативной основе, либо в кружках, клубах по интересам…

Необходимость полиязычного образования Сергей Иннокентьевич хорошо понимает. Но при этом считает: «Науку надо изучать на родном языке. Тем более пока на первый курс поступают выпускники сельских школ, подчас не владеющие даже азами английского языка. И пока сложно, а подчас практически невозможно, найти преподавателя, на должном уровне владеющего и английским языком, и специальными дисциплинами».

На традиционный вопрос: «Студенты вашего поколения и студенты нынешние…» и ответ последовал ожидаемый: «Земля и небо». Но молодые люди сегодня более предприимчивы, прагматичны. И это – неплохо».

С тем, что здоровый прагматизм – качество положительное, спорить не приходится. Пусть его в современных студентах будет больше. Уже потому, что быть грамотным, квалифицированным, вести здоровый образ жизни — вполне вписывается в парадигму этого понятия. Тогда и айтишников хороших будет у нас больше. И журналисты информацию будут распространять быстрее и эффективнее.

Читайте также