Только за первый квартал этого года в областной департамент по защите прав потребителей поступило 147 обращений.
По 83 из них даны разъяснения, 51 обращение удовлетворено полностью, потребителям возвращены около 2 млн тенге. То есть права потребителя защищены и восстановлены.
Такие данные на брифинге, прошедшем на площадке РСК, представил руководитель департамента Максат Сеитов. Причина обращений – покупатель обнаружил недостатки в приобретенном товаре. Часть заявителей обратилась к специалистам департамента сразу же, как нашли изъян в покупке, большинство – после неудачной попытки самостоятельно вернуть некачественный товар.
По словам обратившихся, многие продавцы грубят, не разъясняют механизм предоставления претензий, отказываются назвать данные зарегистрированного владельца торговой точки…
А вот почему в магазинах отсутствует наглядная информация об этом – вопрос, скорее, к самому департаменту. Разве мораторий на проверку субъектов МСБ мешает обязать владельцев торговых точек разместить небольшой стенд, где будут указаны и контакты владельца, и алгоритм действия в случае возникновения претензий к товару и работе продавца?
Максат Талгатович подчеркивал, что особенно внимательным следует быть в мелких торговых точках. Именно в таковых приобретало некачественные товары большинство обратившихся. Шансы на защиту своих прав как потребителя значительно возрастают, если предоставлена информация о продавце.
Но постулат «клиент всегда прав» иногда ошибочен. В последние годы участились случаи так называемого «потребительского экстремизма». Покупает человек, хорошо изучивший законодательство о защите прав потребителей, дорогостоящую вещь. Допустим, бытовую технику. Пользуется дней 10-12, этикеток при этом с нее не снимает. А на 13 день пытается возвратить: «не подошла», «изъян обнаружил»…
В этом случае без судебных разбирательств обойтись сложно. Но для этого придется провести экспертизу. Обойдется она недешево, сертифицированных экспертов по большинству изделий в нашей области нет, придется обращаться в столицу. Причем оплачивать все расходы на ее проведение поначалу нужно будет продавцу. Потом – суд. И лишь в том случае, если суд докажет корыстный умысел покупателя, последнему придется возместить и затраты на экспертизу, и судебные издержки.
Так что лучше договориться без суда. А еще лучше – быть внимательными при покупке, продавцу и покупателю – уважать друг друга, быть, как в призыве советской эпохи, взаимно вежливыми. И просто порядочными людьми.