ГЕРОЯМ ЧЕРНОБЫЛЯ ПОСВЯЩАЕТСЯ
Прошло 35 лет со дня трагических событий в Чернобыле. Взрыв 26 апреля 1986 года на АЭС, пожар в четвертом энергоблоке, эвакуация жителей, опасность радиации…
Можно бесконечно перечислять жуткие эпизоды того дня. Масштабы и последствия катастрофы были колоссальными как для Советского Союза, так и для всего мира: за один час из 190 тонн ядерного топлива 90 % попало в атмосферу земли, в воздухе оказалось 77 кг радиации. Теперь мы знаем, что в результате страшной аварии радионуклидами выброса было загрязнено и заражено свыше 145 тысяч квадратных километров территории Украины, Беларуси, России, пострадало около пяти миллионов человек.
31743 казахстанца были призваны к участию в мероприятиях по ликвидации последствий чернобыльской трагедии, среди них были и наши земляки: М.К. Жетеров, А.В. Фортуна, В.Н. Шевлаков, М.К. Рыскулов, К.А. Садвакасов, Ж. Б. Каримов и многие другие. Люди различных профессий и возрастов были вынуждены осваивать более нужные специальности — дозиметриста, оператора паровых котлов высокого давления. Что мы знаем о трагедии в Чернобыле сегодня? Об этом говорили на встрече в музее истории Кокшетау, приуроченной к 35-летию событий в Чернобыле, ликвидаторы аварии Анатолий Васильевич Фортуна и Женис Бакытович Каримов. «В апреле 1988 года, будучи водителем автобазы №1, был призван военкоматом. На сборы первоначально прибыл в город Славутич, в пути были четверо суток. Только на станции сказали, что служить будем в Чернобыле. После объявления рассадили по автобусам и повезли туда, две недели пробыли на карантине. Работали на объектах по своим специальностям. Я пошел работать на самосвал, вывозил радиоактивные отходы на два могильника после взрыва в четвертом блоке. Для безопасности машину оснастили кабиной из свинца весом в пять тонн. Рабочий день был шестичасовым, без выходных», — вспоминает Анатолий Васильевич.
Бережно перебирая фотографии, представленные на выставке музея, оба гостя говорили о событиях, запечатленных на снимках. Вот что вспоминал Женис Бакытович: «В сентябре 1988 года специально для отправки в Чернобыль была сформирована часть, нам тогда по 18-19 лет было. Служба заключалась в охране станции, выявлении правонарушений на ее территории и за пределами, задержании расхитителей».
К сожалению, с каждым годом ликвидаторов чернобыльской аварии становится меньше — дозы радиации, полученные тогда, дают о себе знать и через десятилетия. Так писал об этом уже ушедший из жизни Николай Васильевич Юдин: «Конечно, больно обо всем этом писать и обидно, ведь атом — страшная вещь без запаха и цвета. Когда нас отправили остановить эту беду, мы поехали, не думая о себе, не за деньгами и не за славой. И в руках у нас не было автоматов, но все же мы ходили в невидимую атаку. Минут нам хватило, чтобы оставить там здоровье, горько, что о нас не всегда вспоминают».
26 апреля, по традиции, об ушедших мы вспоминаем у городского памятника жертвам той страшной радиационной катастрофы.
Салтанат БИЖАНОВА,
научный сотрудник музея истории г. Кокшетау