Чем больше производится, тем…

За февраль 2021 года индекс потребительских цен по области составил 101,1% (по РК — 101,3), в том числе на продовольственные товары — 101,8% (по РК — 102,2%).

Но сам факт того, что у нас цены растут не столь быстро, как во многих иных казахстанских регионах, поводом для успокоения, конечно, быть не может. О том, как сдержать рост цен и тарифов, шла речь на совместном заседании Комиссии партийного контроля и Общественного совета по противодействию коррупции при областном филиале партии «Nur Otan».

Причины роста

По информации заместителя руководителя областного управления предпринимательства и промышленности Жаслана Айдрахманова, с начала года цены на лук выросли на 12,8%, картофель и морковь — на 9,2%, масло подсолнечное — 6,3%, крупу гречневую — 5,7%, муку — 4,7%, хлеб — 4,2%, говядину — 3,8%, рожки — 2,7%, капусту — 1,1%.

Причем, по его словам, ни о каком так называемом ценовом сговоре реализаторов речь не идет. Причины носят куда более глубинный характер.

Стоимость говядины стала выше, потому что выросли закупочные цены. Владельцы скота вынуждены поднимать цены пропорционально их росту на корма.

Масло   подсолнечное также подорожало из-за значительного роста отпускных цен товаропроизводителей, выросли оптово-отпускные цены и на крупу гречневую, рожки. Картофель, морковь, лук, капуста подорожали из-за увеличения расходов на хранение. А они в свою очередь стали выше в связи с ростом тарифа на электроэнергию на 8%. Играют свою роль и вывоз картофеля в г. Hyp-Султан, увеличение спроса соседних российских регионов не только на картофель, но и на зерно.

Меры сдерживания

Теперь о том, как МИО пытаются сдержать рост цен. Прежде всего речь идет о сельскохозяйственных ярмарках. Ежегодно планируется проведение не менее двух в областном центре и не менее 200 — в районах. Но исходя из собственного опыта, мы знаем, что даже в том случае, если в Кокшетау эпидемиологическая ситуация позволит провести все три запланированные в этом году ярмарки, то вряд ли это существенно скажется на семейном бюджете жителей областного центра: на полгода вперед не «закупишься».

20-й пункт «Дорожной карты по исполнению Предвыборной программы партии «Nur Otan» предусматривает ежегодное заключение все большего количества меморандумов о стабилизации цен на социально значимые продукты питания с сельхозтоваропроизводителями, оптовыми поставщиками и магазинами. В прошлом году таковых было заключено 1104. С начала нынешнего — 645. Непременные участники таких соглашений — ТОО: «Гормолзавод», «Milk Project», «Молоко Синегорья», «Аксай нан — Кокшетау», Рынок «Восточный», ИП «Дарбаев К.К.»…

Но… Меморандум, как мы знаем, — это «декларация о намерениях». Не более. Никакой юридической силы он не имеет. Гарантия соблюдения — гражданская позиция, социальная ответственность руководителей предприятий, его подписавших.

Докладчик информировал о том, что в районах и городах области работают оперативные штабы по ежедневному мониторингу цен. В этом году уже прошло 242 заседания. Проводится разъяснительная работа с владельцами и продавцами торговых объектов совместно с сотрудниками проектного офиса «Адалдық алаңы» и департамента АЗРК.

С первого июля вступает в действие законодательная норма, наделяющая акиматы районов и городов функциями государственного контроля. В том числе и за тем, не превышают ли розничные цены на товары допустимой 15%-й торговой надбавки.

В стабилизацонный фонд закуплено 2343 тонны товаров (рис, крупа гречневая, мука 1 сорта, сахар, масло сливочное и подсолнечное, картофель и морковь), на 17 марта остаток товаров составляет 1291 тонну СЗПТ, в том числе на складе СПК в г. Кокшетау — 290,1 тонны.

Эффективны ли эти меры?

Увы, в данной ситуации вопрос звучит риторически. Ответ — на ценниках, изменяющихся часто, и отнюдь не в сторону снижения.

Участники заседания, конечно, хорошо понимают, что далеко не все зависит от местных органов власти. Сдержать рост цен в отдельно взятом регионе если вообще возможно, то на очень короткий период. Законы рыночной экономики носят характер непреложный. Один из них таков: чем больше производят, тем выше конкуренция между производителями, которые в поисках сбыта будут вынуждены цены снижать.

А вот как раз с увеличением производства — очень и очень проблематично.

— Почему вы концентрируете внимание на мониторинге, констатации? Где развитие реального сектора? Кого вы взрастили, чтобы он стал переработчиком молока, производителем круп?.. Сколько на сегодняшний день открыто малых предприятий по Программе развития продуктивной занятости и массового предпринимательства на 2017-2021 годы «Енбек»? — это только малая часть вопросов, заданных участниками заседания.

Конкретные предложения таковы. И тоже, в принципе, универсальны. Бороться не со следствиями в виде растущих цен, а с причинами этого — малым количеством продуктов питания, производимых в нашей области.

— На какое снижение нам рассчитывать, если более 80% продовольствия в нашу область ввозится из других казахстанских регионов и стран? — говорил член КПК, секретарь Кокшетауского городского маслихата Рустем Калишев. — Какова отдача множества кредитов, выданных государством на развитие малого бизнеса?

Депутат областного маслихата, председатель комиссии партийного контроля Асен Жаксылыков считает, что целесообразнее компенсировать рост цен на социально значимые продукты питания уязвимым слоям населения. А цены, как везде и всюду, формируются по рыночным законам. Продавать продукцию в ущерб своему бизнесу предприниматели долго не смогут. Да и не должны этого делать. Развитие производства, снижение себестоимости произведенной продукции, по большому счету, намного эффективнее. И не надо забывать о том, что это и рабочие места с приличной заработной платой.

Прошедшее заседание Комиссии партийного контроля Общественного совета по противодействию коррупции при областном филиале партии «Nur Otan» — одно из многих подтверждений того, что на ситуацию можно влиять не только мерами усиления партийной ответственности, но и глубоким анализом, конкретными предложениями. Они, конечно, будут доведены до Центрального аппарата партии.

Ирина БАУДИНОВА.

Фото Айбека ДАНЬЯРОВА.

Читайте также