ГОСТИНАЯ «АП»
То, чем занимается руководитель ОФ «Доброе сердце Lider.kz» Ирина Катухова и ее единомышленники, называется волонтерством. Я и мои коллеги хорошо понимают, что такое волонтерство — это милосердие, и альтруизм, и самопожертвование, и огромные энергетические, моральные затраты. О конкретных делах и высоких целях — наше интервью с Ириной Катуховой. Тем более, что повод для него значительный — 1 марта общественный фонд открыл пансионат для одиноких пожилых людей.
— Ирина, недавно на встрече акима области с руководителями НПО вы рассказывали о пятилетней работе фонда. Как все для вас начиналось?
— Очень просто. Возникла группа взаимопомощи в WhatsApp — мы обменивались «оперативной» информацией. Тогда я не думала, что это выльется в нечто большее, чем разовая поддержка нуждающихся. До сих пор помню первое сообщение: мол, вечером проходил мимо и увидел ребенка, сидящего на подоконнике в детском саду — не забыли ли его? А мы, мамочки, быстренько позвонили в «102»… Оказалось, уборщица привела туда своего ребенка. К сожалению, с курьезными случаями в нашей деятельности мы сталкиваемся все реже и реже. К слову, де-юре, как общественный фонд, мы зарегистрировались в прошлом году, до этого работали как инициативная группа из пяти человек, на тот момент в Кокшетау едва ли единственная. Поначалу присоединялись многие, потом начался отток — наверное, стали уставать. И я осталась одна. Затем решила объединить усилия с группой, занимавшейся поиском пропавших. Сейчас «Доброе сердце Lider.kz» — это порядка 200 добровольцев, 50 из них- костяк, те, кто откликнутся по первому зову. В соцсетях — это четыре группы, каждая действует по своему направлению: розыск людей, помощь оказавшимся в трудной жизненной ситуации, одиноким пожилым, сбор средств на лечение детей.
—Помню, вы называли цифры…
— С 2017 года «Доброе сердце Lider.kz» смог помочь 5000 семей, оказавшихся в сложном положении. Сотрудничая с правоохранительными органами, службой ЧС, за время своего существования мы нашли 400 человек. Кстати, один из них, Михаил — теперь в наших рядах. Последний раз около тысячи горожан участвовали в розыске 13-летней Айгерим, которая не вернулась домой в пригороде Кокшетау… Тяжело, когда дело заканчивается так. Сразу скажу, эта часть деятельности фонда — самая непростая, людей обращается очень много, но мы помогаем только тогда, когда полиция открыла розыскное дело. Да, волонтеры не делят пропавших на категории. Ребенок, подросток, взрослый, пожилой человек — начинаем искать сразу, как поступила информация. Но официальная, достоверная. Мы пришли к этому опытным путем — частенько искали тех, кто, например, решил «отдохнуть» от близких. Итог — уставшие люди, которые, не считаясь с личным временем, решили помочь, пустая трата времени, ресурсов…
— Как возникла идея организовать пансионат для одиноких пожилых людей?
— Конечно, не сразу. Эта «категория» — особая, им мы всегда оказываем отдельное внимание. Год назад, во время режима ЧП, наши ребята организовывали подвоз продуктов первой необходимости, медикаментов и людям преклонного возраста, с особыми потребностями, и воспитывающим детей с инвалидностью, и многодетным, и малообеспеченным семьям. Кстати, тогда здорово помогла компания «KUSTO GROUP», принимали участие предприниматели, в основном, малый бизнес — магазины, кафе. Не говорю о постоянном внимании, элементарной помощи — волонтеры занимаются этим постоянно: привезти, увезти, помыть, купить, убрать, в общем все, что понадобится — сделаем. Что касается пансионата… Как-то нам написала женщина из соседней области: органы опеки могли забрать у нее детей по причине ненадлежащих условий проживания — в небольшой комнате семья жила всемером. Нашли спонсоров, купили для них дом по месту проживания, в Тайыншынском районе. Потом еще два — тоже в селах. Потом подумали, что можно было бы дать кров, приют, пусть временный, людям в преклонном возрасте без детей, родственников или как будто без них… Искали дом долго: нужен был просторный, удобный. Многие владельцы не хотели сдавать в аренду «не пойми под что». Этот, хоть и не в центре города, но сразу понравился, хозяева согласились.
— Ведь фонд существует лишь на спонсорские средства, вернее, лишь аккумулирует их на определенные цели? Аренда коттеджа в 400 квадратных метров — это точно недешево…
— Все верно. Три раза выигрывали малые гранты по 300 000 тенге Лиги волонтеров Казахстана: один был связан с популяризацией экоупаковки, на средства от второго ремонтировали крышу пожилой женщине, третьего — купили мини-снегоуборщик. Содержание пансионата, не считая комуслуг, обходится в 400 тысяч тенге в месяц. У нас все тот же спонсор — Обуховский ГОК, благодаря его поддержке этот социальный проект запущен. Здесь, к слову, смогут найти приют все, кому на определенном этапе жизни нужна помощь. Проживание безвозмездно, но есть и на платной основе — 2500 тенге в день, в зависимости от конкретной ситуации. Сейчас в пансионате проживают двое — Алексей Федорович узнал о нас и пришел сам. Ему 75 лет, живет один, нужна посторонняя помощь. Ларисе — 55 лет, с сыном не сложилось… Живет здесь бесплатно, мы помогаем ей оформить документы для получения пособия по инвалидности. Ждем еще пятерых. Истории у всех разные и одинаково несчастливые — у кого-то не сложилась семейная жизнь или нет детей, которые стали бы опорой в старости, у другого смерть отняла всех родных, от третьего они попросту отказались. Мы хотим попытаться наполнить их жизнь смыслом. И сразу отмечу: пребывание в пансионате регулируется договором, по которому фонд не имеет никакого отношения к имуществу подопечных. Одновременно можем разместить до 20 человек.
— Условия, приближенные к домашним?
— Максимально старались создать уют и комфорт. Это касается питания, обустройства комнат, поддержания гигиены. Понятно, тут люди взаперти не сидят, а в дальнейшем планируем разнообразить их досуг. Постоянный штат — 10 человек, в том числе медбрат, няни. Врачебная помощь — по соглашению с центром «Mirandus». Кстати, нам сейчас так не хватает односпальных кроватей…
— Ирина, о волонтерах «Доброе сердце Lider.kz» наша газета рассказывала не раз, журналисты знают, что «на счету» фонда — сотни больших и малых добрых дел, которые объединяет одно человеческое качество — желание быть полезным, помогать тому, кто рядом в режиме нон-стоп. Вы не устали?
— И еще меня часто спрашивают: зачем тебе это? Я не буду обманывать: иногда руки опускаются, когда сталкиваешься с непробиваемым негативом. Знаете, за годы существования мы смогли помочь 100 детям — собирали деньги на операции, дорогостоящие медикаменты. Дело это, прямо скажем, нескорое, особенно когда касается поддерживающей терапии. Хорошо помню, как по крупицам «копили» на дыхательный аппарат для одной девушки — сбор шел почти два года. Успели. Я понимаю, о чем вы — поначалу супруг не всегда понимал меня. А сейчас приходит с работы и спрашивает: «Ну, как там у вас дела?». Старший сын — уже помощник, надеюсь, младшим — сыну и дочери — тоже передам эту потребность. Для меня это именно так. Наверное, потому что я и моя сестра Екатерина выросли практически без родителей, не понаслышке знаем, что такое «трудная жизненная ситуация». Сегодня помогаем другим вместе, бок о бок. Главное — сердцем не черстветь.
Аэлита ТАЕВА.
Фото Айбека ДАНЬЯРОВА.