Насколько эффективна и доступна господдержка субъектов малого и среднего предпринимательства региона в рамках программы «Дорожная карта бизнеса-2025»? Этот и другие вопросы обсуждались на заседании Общественного совета по поддержке предпринимательства при Акмолинском областном филиале партии «Nur Otan» с участием заместителя акима области Каната Идрисова.
Программа «ДКБ-2025» выносится на повестку дня Общественного совета не в первый раз: обсуждаются изменения, анализируются недостатки и рассматриваются предложения по ее улучшению. Последнее особенно актуально в период пандемии, когда МСБ испытывает дополнительные трудности в работе.
— Вопросы, поднимаемые Главой государства Касым-Жомартом Токаевым, партией «Nur Otan», важны для всего общества, — отметил Канат Идрисов. — Есть задачи, которые решаются в рамках государственных программ, и «ДКБ-2025» — одна из них. До 30% трудоспособного населения Акмолинской области задействовано в сегменте МСБ. Развитие этого сектора очень важно для нас, поэтому обсуждение проблем выносится на такие площадки, как Общественный совет.
Председатель Общественного совета по поддержке предпринимательства при Акмолинском областном филиале партии «Nur Otan» Кайрат Султанов подчеркнул, что среди всех государственных программ для поддержки малого и среднего бизнеса «ДКБ-2025» признана наиболее востребованной и удовлетворяющей потребностям предпринимательства. В рамках программы бизнесмены могут получить широкий спектр инструментов поддержки финансового и нефинансового характера. Она регулярно совершенствуется с учетом запросов целевой аудитории, расширяет охват. Тем не менее, ряд проблемных вопросов назрел, в их числе и дефицит средств.
Промежуточные итоги реализации ДКБ подвел заместитель руководителя облуправления предпринимательства и промышленности Жаслан Айдрахманов. Цель программы за более чем десятилетний период существования осталась прежней — обеспечение устойчивого и сбалансированного роста регионального предпринимательства, поддержка действующих субъектов бизнеса, создание постоянных рабочих мест. В прошлом году в программу внесены изменения, совершенствующие поддержку бизнеса. В частности, добавлено новое направление поддержки субъектов микро- и малого бизнеса. Снижена конечная ставка по кредитам для заемщиков до 6%, отменены отраслевые ограничения, максимальный размер кредита увеличен до 7 млрд тенге.
Госпрограмма постоянно совершенствуется. Облуправление предпринимательства и промышленности, как ее региональный координатор, совместно с Региональной палатой предпринимателей неоднократно обращались в Министерство национальной экономики с предложениями, направленными на повышение эффективности ДКБ и упрощение получения поддержки предпринимателями. Многие из них нашли отражение в изменениях и дополнениях в ранее действовавшей «ДКБ-2020», а также включены в «ДКБ-2025».
К примеру, до 2018 года каждый проект рассматривался на региональном координационном совете (РКС) в аки-мате области. Сейчас Фонд «Даму» по инструментам «Субсидирование» и «Гарантирование» принимает решения самостоятельно, без участия РКС. Это позволило оптимизировать бизнес-процессы и значительно ускорить получение предпринимателями необходимой поддержки. На региональный координационный совет выносятся только проекты по подведению производственной инфраструктуры. При этом первоначально имелось ограничение: проекты стоимостью свыше 1 млрд тенге не рассматривались.
— Осенью прошлого года в правила подведения производственной инфраструктуры внесено дополнение, позволяющее оказывать поддержку по проектам субъектов малого и среднего предпринимательства, стоимость инфраструктуры в которых составляет более 1 млрд тенге по рекомендации Государственной комиссии по вопросам модернизации экономики. В Акмолинской области такой пример есть — это проект ТОО «Тепличные технологии Казахстана» по подведению сетей электроснабжения протяженностью 16 км к тепличному комплексу от действующей ТЭЦ стоимостью 1,2 млрд тенге, — пояснил Жаслан Айдрахманов.
По инструменту «Грантовое финансирование» решения также принимаются без РКС конкурсной комиссией, состоящей из представителей депутатского корпуса, общественных объединений, вузов, предпринимателей, СМИ.
При оценке бизнес-проектов наряду с критерием новизны идеи, конкурентоспособности и готовности ее к внедрению, большое внимание уделяется социальной направленности проекта. Так, за последние два года 13 грантов были выданы предпринимателям, относящимся к социально уязвимым слоям населения, 26 грантов выданы молодым предпринимателям в возрасте до 29 лет.
— Ежегодно для получения грантов поступают заявки в сумме, значительно превышающей предусмотренные средства, — подчеркивал Жаслан Айдрахманов. — Так, в текущем году поступило 169 заявок, а выдано 26 грантов. Это при том, что с 2019 года сумма финансирования этого направления увеличена в два раза — до 79 млн тенге, из них почти половина для начинающих молодых предпринимателей. Изменились и суммы грантов на один проект. Если раньше размер гранта не мог превышать 3 млн тенге, то сейчас — от 2 до 5 млн тенге. Отменено обязательное софинансирование расходов на проекты в размере 10% от объема гранта для социально уязвимых слоев населения.
За период действия программы (с 2010 года) в нашей области одобрено 1729 проектов общей стоимостью 165 млрд тенге. Направления задействованы все, а наиболее популярным остается субсидирование процентной ставки по банковским кредитам — 55% от всех проектов. За 11 лет по ДКБ освоено 18,4 млрд тенге.
Только в прошлом году на «ДКБ-2025» было выделено 2,7 млрд тенге, средства освоены в полном объеме, поддержано 448 проектов. В текущем году бюджет программы увеличен в полтора раза. При таких объемах затрат назревает вполне резонный вопрос: а есть ли отдача от субъектов МСБ, воспользовашихся государственной поддержкой?
По словам выступающего, участниками ДКБ выплачено 107,8 млрд тенге налогов, создано 5,5 тыс. рабочих мест. Общая численность занятых в сегменте МСБ возросла со 113 до 130 тыс. человек, выпуск продукции увеличился в четыре раза — со 190 до 821 млрд тенге, доля малого и среднего бизнеса в ВРП возросла с 20,3% до 28,6%.
В целом, отмечали члены Общественного совета, «ДКБ-2025» оправдывает свое предназначение, оставаясь наиболее «авторитетной» в предпринимательской среде. Тем не менее, вопросы и пожелания по ее совершенствованию остались. Например, говорил Кайрат Султанов, инструмент «Грантовое финансирование» не отвечает требованиям времени касательно сумм грантов от 2 до 5 млн тенге. Другие регионы минимальную планку снизили до 500 тысяч тенге, и это сработало.
Директор регионального филиала АО «Фонд развития предпринимательства «Даму» по Акмолинской области» Мади Рымжанов более подробно рассказал о работе инструментов поддержки ДКБ, в том числе и не финансовых. Отметил, что ни карантинные ограничения, ни режим ЧП весной прошлого года не повлияли на возможность предпринимателей получить государственную поддержку, поддержку со стороны фонда. Заявки на субсидирование и гарантирование принимаются онлайн через порталы Egov, Онлайн-Даму. Подписание договоров субсидирования и гарантирования также возможно электронным способом.
Алексей ЧАЙКА.