ПОТРЕБИТЕЛЬ
О механизмах насыщения рынка продуктами питания, регулирования цен на некоторые продукты питания, формирования стабилизационного фонда Акмолинской области в интервью «АП» рассказал председатель правления АО «НК Социально-предпринимательская корпорация «Kokshe» Ербол Жаксылыков.
— Ербол Жаксылыкович, что на начало года хранится в стабилизационном фонде Акмолинской области?
— На складах рис, масло подсолнечное и сливочное, мука первого сорта и сахар песок. Это остатки от контрактов прошлого года. Почему так мало позиций, если в утвержденном перечне социально значимых продуктов питания их девятнадцать? Из общего количества есть наименования, по которым СПК вообще никогда не работала. И я не вижу, честно говоря, смысла начинать. Например, мясо говядины. Как его закупать, когда закупать, где хранить? Основной поставщик мяса для горожан — центральный рынок, где есть все условия. Мясо — такой продукт, для которого необходимо специальное оборудование, морозильные камеры. Не каждая организация сможет хранить сколько-нибудь значительные объемы мяса. Второе, обычная поваренная соль. Не вижу смысла покупать вагон соли и потом пять лет его продавать. Не тот это продукт, чтобы регулировать цену интервенциями стабфонда. Если вспомнить о его истинном предназначении — снижение амплитуды колебания цен при сезонном повышении на некоторые виды продтоваров. Те продукты, которые наиболее подвержены сезонным скачкам цен, известны. Летом — сахар, когда горожане варят варенье, подсолнечное масло — осенью, когда опять же наступает пора заготовок на зиму. Яйца куриные, зимой их стоимость достигает пика, а летом снижается. Товарных позиций не так уж и много, по ним и работаем.
Почему только остатки от контрактов прошлого года? Надо объясниться. Честно говоря, я и все мои коллеги из СПК других регионов не совсем понимаем, для чего с прошлого года пополнение стабфонда должно проходить строго через портал государственных закупок. Логику, для чего это было сделано, при желании, можно проследить. Чтобы избежать злоупотреблений, все-таки деньги немалые, сотни миллионов бюджетных тенге.
Но с другой стороны, как добиться эффективности работы стабфондов?
Возьмем, к примеру, сахар. Его выпускают два отечественных завода на юге Казахстана. Мы знаем, что оба они работают на тростнике, то есть это стопроцентно завозное, импортное сырье. Его стоимость колеблется, поскольку привязана к курсу тенге-доллар США. Мы сейчас готовимся к лету, изучаем цены на сахар. И видим, что сахар отечественного производства стоит прилично дороже, чем российский или белорусский. Но закупить через портал государственных закупок, естественно, мы можем только продукцию, произведенную внутри страны. А могли бы пополнить объемы в Уфе, тесные контакты налажены с Беларусью — в прошлом году, еще до изменения требований для СПК, мы привозили вагон сахара именно с белорусских заводов. Благодаря чему все лето прошлого года смогли продержать розничные цены на сахар 200 тенге за килограмм. В то время даже «Small» торговал в пределах 230-235 тенге за килограмм. Кстати, руководство магазина обращалось к нам с просьбой поставить вагон сахара. Пришлось ответить: извините, СПК работает на стабфонд, это невозможно.
Найти, где дешевле, привезти и сохранить до поры до времени, а потом сделать вброс на рынок — в этом и заключается смысл создания стабилизационных фондов.
— И ситуацию невозможно изменить?
— Пока, к сожалению, нет. Тем не менее мы (руководители СПК в регионах — Авт.) неоднократно поднимаем этот вопрос на совещаниях с участием Правительства РК.
То же самое происходит и с подсолнечным маслом. Начиная с августа-сентября прошлого года, оно заметно подорожало, и до сегодняшнего дня говорить о снижении цен не приходится. Знаем, что в соседней России вопрос обсуждался на уровне правительства в конце прошлого года. Крупный производитель подсолнечного масла у нас в Восточно-Казахстанской области. В конце прошлого года фермеры собрали урожай подсолнечника, потом подсчитали затраты и возможную выгоду при продаже. Выгоднее всего оказалось продать маслосемена за рубеж, в частности в Китай. Что фермеры и сделали. А на собственную переработку осталось мало, соответственно, и цена на него поползла вверх.
В нашей области два производителя подсолнечного масла, с которыми работаем, оба в Атбасарском районе. Это, по сути, небольшие цеха. Один из них сейчас простаивает, второй потихоньку работает. Это как раз масло «Сочинское». Оно будет доступно для потребителей и в этом году, долгосрочные договорные отношения с производителем не прерваны.
— Но ведь в стране есть и другие отечественные производители продуктов питания, которым выгодно продавать крупными партиями…
— То, что можно найти в области, закупаем здесь. Чаще всего это наиболее выгодные предложения, но не все позиции закрывают местные производители, это верно. Возьмем те же макароны. В Акмолинской области такого производства нет. Что делать? Вышли на СКО и Костанайскую область, привозим оттуда.
На самом деле, механизмов по пополнению стабфонда два. Первый, так сказать, традиционный, давно отработанный. Закупаем определенную партию товара, храним на складах, неся определенные издержки (аренда складов), ведь собственных складских помещений у СПК нет. Не покривлю душой, если скажу, что ни у одной СПК в стране их нет. Мы все их арендуем. Второй относительно новый, это так называемая оборотная схема. По сути, даем производителям или крупным розничным торговым сетям беспроцентный кредит на пополнение оборотных средств на полгода-год, а взамен бизнес обязуется удерживать фиксированные цены на определенный товар. На мой взгляд, этот механизм наиболее приспособлен к рыночным условиям. Понятно, что ни в одном банке на таких условиях кредит не дадут. Это выгодно бизнесу, мы начали работать таким образом во второй половине прошлого года. Сейчас по оборотной схеме заключены договоры с ТОО «Blic Terminal» — производителем мяса кур из Зерендинского района, кокшетауским ТОО «Гормолзавод», птицефабрикой яичного направления из Бурабайского района.
Неоспоримый плюс в том, что деньги возвращаются в бюджет по истечении срока договора. А первая схема, как бы мы ни старались, это риски. В прошлые годы бывали случаи, когда закупленные в стабфонд овощи просто сгнивали на складах, так и не дойдя до потребителя…
— Выходит, что оборотная схема вообще не имеет рисков?
— Можно сказать и так. Деньги не даются просто так любому желающему производителю. К бизнесу предъявляются определенные требования — хочешь получить выгодный кредит, выставь залог. И бизнесу эта схема интересна, но не всем и не всегда. К примеру, розничные торговые сети этого не хотят. Это говорит о том, что недостатка оборотных средств они не испытывают. А попытки с нашей стороны заинтересовать их предпринимались неоднократно. Но ничего не вышло, потому что деньги есть. А производители, даже относительно крупные, почти всегда испытывают недостаток оборотного капитала. Здесь мы и развернулись. Забыл упомянуть: по оборотной схеме заключен договор с одним из картофелеводческих хозяйств из Степногорска. Картофель выращен, там же и хранится. До 1 мая они обязаны поставлять картофель, конечная стоимость для потребителя не превысит 90 тенге за кг.
— А где можно купить продукцию из стабфонда?
— Во-первых, на нашей базовой точке — магазине «Камкор» — на центральном рынке. Там есть отдельный уголок для товаров из стабилизационного фонда. Магазин был построен несколько лет назад из сэндвич-панелей. Откровенно говоря, здание для реализации скоропортящихся продуктов питания не было приспособлено. Отсутствовали элементарные условия для хранения мяса. Зимой еще куда ни шло, но летом… Емкостей-холодильников недостаточно, в них невозможно достичь требуемой температуры, чтобы мясо замерзало «в кость». Пришлось много усилий и средств направить в прошлом году на то, чтобы привести «Камкор» в порядок. Территорию магазина расширили, торговый зал стал больше, теперь товарное соседство не нарушается.
Поменяли освещение, отопление, систему вентиляции, предусмотрели кондиционирование. Овощные ряды вынесли в пристройку, а на прежнем месте осталась бакалея, свинина и говядины, мясо кур. Стало свободнее, удобнее и продавцам, и покупателям. Осталось расширить заднюю стенку магазина на 3,5 метра и на всю длину сделать современные морозильные камеры.
Вся продукция стабфонда реализуется в собственных новых магазинах СПК «Kokshe Market». Два уже работают в микрорайонах «Васильковский» и «Центральный», третий готовится к открытию в районе пересечения улиц Абая-Алтынсарина. В магазинах широко представлена продукция известных компаний: «Бижан», «Гормолзавод», «Торговый дом Айна», «Аксай нан», «Кокшетауский хлебозавод», «Курочка Ряба» и других. Главное отличие от обычных магазинов в том, что из цепочки исключены посредники.
— Два магазина отработали почти три месяца, оправдали ли они задуманную концепцию магазинов в шаговой доступности?
— Не стану скрывать, многие бизнесмены поначалу скептически отнеслись к нашему предложению. Попробовали — получилось. Забавно, но где-то СПК в строительстве новых торговых точек «подзадорили» и простые горожане. У нас были земельные участки, под них и сделали проекты. А когда приступили к первой фазе, жильцы окрестных домов заявили: «Не дадим строить, магазин нам не нужен». Такая «осечка» случилась и с первым адресом, и со вторым. Участки поменяли на равнозначные по другим адресам. Пока «перепривязывали» проекты к новым местам, потеряли время, поэтому и открыли магазины позже намеченного. Но результатом довольны, надеюсь, все.
— Полагаю, буду близок к истине, если скажу от имени горожан — мы хотели бы видеть в «Kokshe Market» продукцию других местных производителей. Их бренды время от времени показываются на сельскохозяйственных ярмарках. Например, крупы ТОО «Урожай» Жаксынского района. Качество замечательное, цена, а потребитель, как известно, голосует кошельком тоже. Но бренд «Жаксы» не представлен в торговых сетях города. А недавно, глядь, на полках магазинов СПК появились их крупы. С продукцией ТОО «Родина» — то же самое. Ее просто нет в городе. Это, считаю, несправедливо по отношению к кокшетауцам…
— Да, продукция ТОО «Урожай» очень хорошая, все мы знаем и жаксынский сыр. Но имеем то, что имеем — производитель ориентирован на рынок столицы, где объемы больше, маржинальность выше. Договариваемся о снабжении хотя бы по остаточному принципу. Тот же сыр — есть излишки производства, его можно найти в городе. Молочка «Родины» полностью уходит в столицу, и с этим ничего не поделаешь, рынок…
С ТОО «Урожай» заключен договор, выкуплена довольно крупная партия, теперь по мере необходимости выбираем. Почему у нас цена на муку первого сорта одна из самых низких в регионе? Да потому, что мы ее год назад купили и зафиксировали конечную цену при рознице.
По остальной продукции предприниматели пока не готовы принять наши условия. С «молочкой» вообще интересная ситуация: вокруг города несколько довольно крупных молочных производств, несмотря на это, к нам приходит продукция из СКО. В «Камкоре» она есть, производитель «Зенченко и К». Все хорошо продается, потребитель не только кошельком сейчас голосует, он ищет натуральное, вкусное, качественное. То же самое по мясу птицы. Макинская птицефабрика, другие, могут завалить область курятиной. А на рынке прочно закрепилось мясо украинской птицы, российской. Логистика сложнее, тысячи километров пути, но везут. Парадокс, но самые дешевые окорочка на местном рынке — из России. Остается только догадываться, как эта продукция попадает в Казахстан, и почему она дешевая.
— Если «Kokshe Market» себя оправдали, нужны людям, то какие дальнейшие действия СПК?
— Строить еще. Вопрос упирается в земли, горакимат предложил на выбор несколько участков. Бурно развивающийся микрорайон «Сарыарка», казалось бы, самое оно для нашего формата. Предлагаемый участок на границе застройки, считай в поле. Какая тут шаговая доступность? Дали участок напротив сельхозинститута. Взяли, а теперь гадаем, будет ли эффект от того, что мы вклинимся между магазинами частных предпринимателей? Нам надо строить там, где это действительно необходимо. Например, позвонили люди из микрорайона «Бирлик», спрашивают, почему нам не построите такой магазин? Построим в «Бирлике», затем — в Красном Яре, третий — на «Жайлау». Раз начали эту тему, останавливаться нельзя. Сугубо хозяйственный взгляд: наши три магазина сейчас новые, пусть применены современные износостойкие материалы, но через 2-3 года при активной эксплуатации все равно потребуется какой-то ремонт. Мы должны развивать сеть, чтобы оборотом содержать эти магазины в хорошем состоянии.
— Какой продукцией пополнится стабфонд в текущем году?
— Лето впереди, нам нужен сахар, на осень — подсолнечное масло. С маслом более-менее все ясно, производитель ждет нашего выхода на портал госзакупок. С сахаром сложнее. На сегодняшний день самый дешевый сахар с учетом доставки — российский. Контакты с заводами давно налажены, они готовы отгрузить требуемую партию. Но нас сдерживает закон. Возможно, удастся договориться с местным бизнесом, чтобы привезли сахар, а мы уже здесь выкупим с минимальной торговой наценкой. Понятно, бизнесу такое предложение не очень интересно. Но к лету тонн 60-80, думаю, завезем. И он будет своевременно в продаже, как и в прошлом году. Вот только цена немного изменится, по 200 тенге точно не будет.
Запасем крупу гречневую, макароны. Все-таки возьмем соли тонн десять, масло подсолнечное. Это первый механизм. По второму картофель, добавим морковь урожая текущего года и, возможно, лук репчатый. До сих пор его никто в области в промышленных масштабах не выращивал, а в Степногорске решили попробовать на орошаемых землях. Будет урожай — заключим договор.
Должен сказать, что пополнение стабфонда, строительство новых фирменных магазинов стало возможно благодаря поддержке СПК «Kokshe» акиматом области.
Алексей ЧАЙКА.