Жизнь — на алтарь Независимости

Начало 2021 года ознаменовано публикацией программной статьи Президента Республики Казахстан Касым-Жомарта Токаева «Тәуелсіздік бәрінен қымбат» («Независимость превыше всего»).

Глава государства анализирует путь, который страна прошла за 30 лет независимости, и определяет направления будущего развития. Казалось бы, по историческим меркам три десятка лет — это небольшой исторический период, но за эти годы проделана титаническая работа, многие проблемы истории страны на основе новых документов, тайно хранившихся в архивах, рассматриваются с новых позиций. Создаются правдивые историко-политические портреты казахских ханов, прославленных батыров, защищавших страну от чужеземных захватчиков, честных и справедливых биях, о замечательных политических деятелях, раскрыто национально-освободительное значение движения казахских реформаторов начала XX века — движения деятелей «Алаш Орды».

В изучении истории «Алаш Орды» за последние годы главным достижением стал отказ от одностороннего освещения сложных исторических процессов. Однако и сегодня еще не все исторические события, жизнь и деятельность многих выдающихся личностей не изучены всесторонне.

— Это касается и алашского движения. «Необходимо последовательно изучать богатое наследие деятелей движения «Алаш», — призывает Президент в своей статье. На рубеже веков национально-освободительное движение казахского народа вступило в новую фазу своего развития, характерной чертой которого был переход от традиционных форм вооруженной борьбы к политическим методам сопротивления колониальной системе царизма.

Малочисленный и распыленный по мелким предприятиям казахский пролетариат, не имевший политической организации и ориентации, также не мог возглавить национально-освободительную борьбу. В этих условиях руководство освободительным движением взяла на себя духовно-интеллектуальная элита, наиболее последовательно выражавшая идею национальной независимости.

Руководителями национально-освободительного движения стали Алихан Букейханов, Ахмет Байтурсынов, Мухамеджан Тынышпаев, Мыржакып Дулатов, Мустафа Шокай, Халел и Жанкожа Досмухамедовы, Жакып Акбаев, Халел Габбасов, Раимжан Марсеков, Айдархан Турлыбаев и многие другие, в большинстве своем выпускники высших учебных заведений Санкт-Петербурга, Москвы, Казани, Томска, Киева, Варшавы, учительских семинарий и других учебных заведений Оренбурга, Омска, Уфы, Троицка и других городов. Так, начиная с 20-х гг. XIX в. до 1917 г. только в Казанском университете обучалось около 30 молодых казахов, из них 17 человек получили юридическое образование, остальные — медицинское. В указанный период времени в Санкт-Петербургском университете получили высшее образование около 20 казахских студентов.

По неполным данным, до революции около 120 казахов имели высшее образование, около 700 — среднее.

Революция 1905-1907 гг. в России, младотурецкая и иранская революции способствовали оживлению политической жизни и в казахском обществе. В формировании мировоззрения представителей алашского движения и накоплении политического опыта и закалки важной вехой явилась организация петиционных акций, в ходе которых отрабатывались основные политические и социально-экономические требования казахского народа, а также борьба за представительство в Государственной Думе. Наиболее известной была петиция 1905 г., подписанная на Кояндинской ярмарке 14,5 тыс. жителями Каркаралинского уезда Семипалатинской области. Ее составили А. Букейханов, А. Байтурсынов, Ж. Акбаев, М. Дулатов, М. Бекметов. Основные требования сводились к разрешению проблем культурно-национального характера: признания за казахами права собственности на землю, где они проживали, обязательного введения в школах наряду с русским обучения на казахском языке, исполнение религиозных обрядов согласно мусульманской вере, введение судопроизводства на казахском языке и др.

В Каркаралинской петиции наглядно отразились особенности социально-политической жизни казахского общества, пути возможного разрешения назревших в нем проблем. Она по существу явилась первым программным документом, продемонстрировавшим основные идеи и направления политической деятельности национальной интеллигенции. Впервые перед царским колониальным режимом открыто были выдвинуты требования на признание прав одного из угнетенных народов Российской империи.

Вместе с другими представителями революционной общественности России авторы петиции были подвергнуты гонениям и тюремным заключениям. Был среди них и Алихан Букейханов.

Алихан Букейханов родился 5 марта 1866 года в ауле Токраунской волости Каркаралинского уезда Семипалатинской области (ныне это Актогайский район Карагандинской области). Семья его относилась к потомкам казахских султанов торе, и звание чингизида отец Алихана носил с гордостью. Правда, на достатке Букейхановых древняя родословная не особо отражалась. Семья с трудом находила деньги на самое необходимое. Желая обеспечить своему сыну надежный кусок хлеба, родители Алихана отдали его после окончания медресе в Каркаралинское ремесленное училище. Но способный и своенравный мальчик посчитал качество обучения здесь неудовлетворительным и самовольно перешел в русско-казахскую школу. На тот момент юному Букейханову было всего девять лет. Выпуск пришелся на девяностые годы XIX века, когда полным ходом шло строительство Сибирской железной дороги и были востребованы низшие технические работники.

Их готовило Омское техническое училище, студентом которого и стал наследник Чингисхана. Но трудиться железнодорожником ему было не суждено. Талантливый юноша идет дальше и получает профессию экономиста в Санкт-Петербургском императорском лесном институте. Параллельно он осваивал юриспруденцию в университете (тоже Санкт-Петербургском). Сдав выпускные экзамены, Алихан Букейханов начинает взрослую жизнь блестяще образованным юношей — прекрасно подкованным профессионально, ориентирующимся в современных реалиях, знающим девять иностранных языков. Уже тогда было ясно, что этого молодого человека ждет большое и блестящее будущее.

Особенно заметной его фигура становится к 1893 году, когда потомок Чингисхана, член различных кружков (от литературных до экономических), участвует в массовых беспорядках, организованных студентами. Именно тогда на Букейханова впервые обращает внимание полиция, и он попадает в список людей, считающихся «политически неблагонадежными». Молодой патриот вливается в национально-освободительное движение Степного края и со временем становится его предводителем.

Этому в немалой степени способствуют блестящие ораторские способности Букейханова. Естественно, такому человеку прямая дорога была в политику. В 1905 году Алихан Букейханов становится членом конституционно-демократической партии (кадетов) и грезит созданием местного (казахского) ее отделения. По данному поводу проводит собрание в городах Уральске и Семипалатинске. В том же году его избирают депутатом в Первую государственную Думу Российской империи. Но представить интересы казахов на высшем государственном уровне Букейханов не успел, поскольку Дума была распущена практически сразу после выборов.

В 1905 году А. Букейханов выступил на съезде земских и городских деятелей в Москве, категорически требуя равных прав казахов. Наряду с неотложными вопросами социального порядка, он в своей речи поднимал и проблемы языка, свободы выбора. Неслучайно 15 июня 1906 года его единогласно избрали депутатом от семипалатинских казахов в первую российскую государственную Думу. К сожалению, он не смог участвовать в ее работе, так как был задержан на три месяца в Павлодаре Омским генерал-губернатором.

В период с 1905 по 1907 годы Букейханов трудится редактором в партийных газетах кадетов «Голос», «Омич» и «Иртыш». Пишет научные статьи для «Нового энциклопедического словаря». А начиная с 1910-го, тесно сотрудничает с первым казахскоязычным журналом «Айкап», где освещаются политическая жизнь региона, проблемы просвещения, медицины, науки, литературы, аграрной сферы и многое другое. Настоящим же светочем в деле пробуждения национального самосознания стала газета «Казах», которую Букейханов выпускает вместе с другими активными общественными деятелями и журналистами — Дулатовым и Байтурсыновым. Большинство своих материалов Алихан Букейханов публиковал в «Казахе» под псевдонимом «Сын степей» («Кырбаласы»).

Отцы-основатели газеты «Казах»: Ахмет Байтурсынов, Алихан Букейханов и Мыржакып Дулатов.

С юношества Букейханов был увлечен высокой интеллектуальной жизнью. У него были богатые познания не только в области казахской литературы (труды Абая и Шортамбая), но и в истории и географии родного края. В то же время Алихан увлекался русской и мировой литературой. Уже в 1903 году Алихан опубликовал труд: «Исторические судьбы Киргизского края и культурные его успехи». Также он участвовал в различных исследовательских походах, в ходе которых написал много монографий и статей. Именно в те годы он видит, как тяжело приходилось жить кочевым народам в Российской империи. Он часто был свидетелем того, как царские и местные власти проводили антинародную политику в степи.

7-й номер газеты «Казах» от 22 марта 1913 года.

Сострадание и желание постоять за своих соотечественников подталкивают Букейханова на то, что он примыкает к общественному движению казахской интеллигенции, которая активно боролась против русской колонизации Киргизской степи. Алихан Букейханов стал первым биографом Абая. Его статья «Абай (Ибрагим) Кунанбаев» была напечатана в газете «Семипалатинский листок» в 1905 году. Затем с портретом Абая она печаталась в журнале «Записки Семипалатинского подотдела Западно-Сибирского отдела Императорского Русского географического общества» в 1907 году.

С 1905 года Алихан Букейханов становится членом партии кадетов. В ноябре 1905 года участвовал в Общероссийском съезде земских и городских деятелей в Москве, на его заседании 12 ноября выступил с речью о положении киргизского народа. Несколько раз Алихан арестовывался царским режимом и вынужден был находиться в политических ссылках.

Однако в 1917 году его политические взгляды разошлись с генеральной линией кадетов в самом главном вопросе — предоставлении автономии казахскому народу, а также по другим принципиальным вопросам (землепользование и взаимоотношение государства и церкви). Свои мотивы он изложил в статье «Почему я вышел из партии кадетов», отметив в качестве сути расхождений стремление товарищей по партии «сохранить империю при существующих границах».

Сразу после этого Алихан Букейханов создает национальную политическую партию «Алаш», идейные предпосылки которой были заложены газетой «Казах». На Первом всеказахском съезде, проходившем в г. Оренбурге с 21 по 28 июля 1917 года, произошло организационное оформление партии «Алаш». На этом же съезде были приняты решения по 14 вопросам, в том числе таким ключевым, как форма государственного устройства России (парламентская федеративная республика), республика казахских областей, землеустройство казахского населения, отношение к религии, вопрос о положении казахской женщины, подготовка выборов в Учредительное собрание.

Проект   программы   партии «Алаш», опубликованный перед выборами в Учредительное собрание России, ставил в качестве первоочередных задач всеобщее избирательное право, пропорциональное национальное представительство, демократическую Российскую федеративную республику с президентом и законодательной Думой, равенство республик, входящих в состав России, демократические свободы, отделение церкви от государства, равноправие языков и др.

В ноябре 1917 года на выборах в Учредительное собрание партия «Алаш» получила большинство голосов и 43 депутатских места. По количеству голосов «Алаш» занимала восьмое место среди полусотни партий, существовавших в России накануне Октябрьской революции. На Втором общеказахском съезде в декабре 1917 года была провозглашена Алашская автономия и сформирован Временный народный совет, которому присвоено наименование «Алаш Орда». Предусматривалось последующее утверждение конституции Алашской автономии Всероссийским Учредительным собранием.

Данное событие имело огромное историческое значение и во многом определило судьбу сегодняшнего современного Казахстана. Партия «Алаш» объединила истинных патриотов республики начала XX века, а в основе ее идеологии лежало стремление добиться независимости Казахстана в составе демократической России. В новую мощную организацию входил практически весь цвет казахской интеллигенции того времени. Алихан Букейханов возглавлял партию с момента ее основания. Было проведено несколько съездов, на одном из которых создатель партии «Алаш» получил высшую должность — премьер-министр Казахстана!

Тем временем все сильнее разгоралась Гражданская война в России. Страну охватил настоящий хаос. Поначалу алашординцы сражались с большевиками на стороне белых. Но когда победили Советы, им пришлось договариваться с идейными противниками о мире и сотрудничестве. Главным условием «дружбы», естественно, являлось сохранение независимости нового государства. Оно было одобрено «красными», но только на бумаге. Фактически с момента заключения договора независимая республика Казахстан прекратила свое существование. Таким образом, совсем недолго Алихан Букейханов возглавлял партию «Алаш», которая стала последним его достижением на политической арене.

В 1920 году после объявленной советскими властями амнистии лидер «Алаш Орды» привлекался, с большими ограничениями, к просветительской работе. Ему поручались также переводы на казахский язык произведений Л. Толстого, А. Чехова, В. Короленко, писателей Европы и тюркоязычных авторов. Но с укреплением большевизма режим в стране становился все более репрессивным. Большинство членов партии «Алаш» были взяты под особый контроль. В 1926 году Букейханова вызвали в Москву. Там его несколько раз арестовывали и выпускали на свободу. Смерть зятя Смагула Садвакасова, постоянный контроль за его деятельностью, доносы и расстрелы друзей и однопартийцев не сломили его дух. Он продолжал вести активную общественную деятельность, заниматься наукой, литературой, этнографией, преподавать в университете. На какой-то период Алихану Букейханову разрешают «отлучиться» только в Ленинград — там его тоже ждала преподавательская работа. Последние пятнадцать пет жизни А. Букейханова прошли в столице Советского Союза.

О личной жизни Алихана Букейханова известно не очень много. В 1901 году Букейханов женился на Елене Севастьяновой, являвшейся дочерью журналиста Якова Севастьянова, с которым Алихан Нурмухамедович работал в издании «Степной край». В 1902 году у супругов рождается дочь Канипа (официально — Елизавета). А спустя восемь лет, в 1910 году в семье появляется наследник — сын Октай (официально — Сергей). В 1918 году Елена Букейханова скоропостижно умирает и оставляет мужа с двумя детьми на руках. Но Алихан вырастил достойных людей. Оба пошли по стопам отца и стали научными деятелями. Второй раз жениться Букейханов не стал. И до конца своих дней хранил верность любимой жене.

На 72-ом году жизни Алихана Букейханова арестовали и обвинили в терроризме. На допросах и неправедном суде он взял на себя всю ответственность за действия партии «Алаш», пытаясь защитить участников движения. 27 сентября 1937 года военной коллегией Верховного суда СССР по необоснованному обвинению Алихан Букейханов был приговорен к расстрелу. В тот же день приговор был приведен военным трибуналом в действие.

Долгое время имя Алихана Букейханова было под запретом, а он сам, как и многие его современники, официально считался врагом народа. С обретением Казахстаном Независимости этот человек реабилитирован, и его деятельность заслужила уважение у благодарных потомков. Сегодня великий политический деятель Алихан Букейханов — один из национальных героев Республики Казахстан, положивший на алтарь Независимости всю свою жизнь.

Роза БУКТУГУТОВА,
доцент, зав. кафедрой «Рухани жаңғыру» КУ им. А. Мырзахметова.

Читайте также