«Зерде» — для юных ученых

ЗНАЙ НАШИХ

Сразу десять акмолинских школьников стали призерами XVI республиканского конкурса исследовательских проектов и творческих работ «Зерде». Свои научные работы для него готовили ученики 1-7 классов со всей страны. Заключительный этап конкурса, проведенный онлайн из-за пандемии COVID-19, завершился на днях.

Участникам конкурса в финале пришлось не только продемонстрировать навыки исследовательской деятельности, но и раскрыть весь свой интеллектуальный и творческий потенциал. Ребята защищали свои проекты, разделившись на две возрастные категории и девять тематических секций. В итоге обладателями дипломов I степени в своих возрастных категориях в секции «Казахский язык и литература» стали третьеклассники кокшетауской школы-гимназии №1 Шыңғыс и Айзере Шалабай, а также шестиклассник Красноярской многопрофильной школы-гимназии №3 Нурислам Дастанов. В секции «Химия, биология» первые места завоевали ученица 4 класса Жаксынской СШ №2 Виктория Пинчук и шестиклассник Балкашинской СШ №1 Сандыктауского района Алинур Аскар.

Второе место за научную работу в секции «История, краеведение, этнокультуроведение» — у ученицы 4 класса СШ №2 г. Щучинска Алены Ломовой. Дипломы третьей степени получили шестиклассница ШГ №6 им. Абая Кунанбаева из Степногорска Кристина Крашенинина — по английскому языку, пятиклассник Окжетпеской СШ Бурабайского района Дмитрий Чаленко — по русскому языку и литературе, учащиеся 4 класса Зеленоборской школы-гимназии Бурабайского района Рамсан Акимов и Елдана Сабырханова — по истории, краеведению, этнокультуроведению.

— С раннего детства я люблю домашних животных. Мне очень повезло, когда наша учительница принесла двух улиток ахатин в живой уголок, — рассказывает победительница конкурса «Зерде» из Жаксынского района Виктория Пинчук. — Через некоторое время наши улитки отложили яйца, а потом появились крошечные детеныши. Учитель предложила желающим взять их домой. Я посоветовалась с родителями и взяла маленьких улиток к себе. Нашла много информации о жизни и разведении улиток в природе и в домашних условиях — хотелось бы вырастить улитку максимально большого размера. Поэтому исследовательская работа, над которой мы трудились вместе с учителем, называется «Влияет ли размер контейнера на рост улитки ахатины». Для исследования Вика выбрала двух одинаковых по размеру улиток, назвала их Гери и Степа и посадила одну в большой пятилитровый контейнер, а вторую — в двухлитровый. Вика кормила улиток всегда одинаковыми порциями и наблюдала за ними в течение семи месяцев, с октября 2019 года по апрель 2020 года. Как и положено ученому, вела дневник, фиксируя рост животных. И через 7 месяцев оказалось, что длина раковины улитки, которая жила в большом контейнере, достигла 70 мм, а того животного, которому было «тесновато», — только 40. Юный исследователь сделала вывод: чем больше контейнер, тем быстрее растет улитка.

Не менее интересные научные работы создали для конкурса и другие школьники из нашего региона. Каждый постарался заняться исследованием в той области, которая ему ближе. Кстати, кроме десяти призовых мест, акмолинские ребята завоевали немало грамот. Среди награжденных — специалист по русскому языку Рада Азизова из Макинска Буландынского района, знатоки физики и техники Алихан Мырзахметов из с. Акмол Целиноградского района и Евгения Хрущева из с. Ижевское Аршалынского района, будущие звезды робототехники Валерия Петько из Аккольского района и Владислав Горлукович из Бурабайского. В секции «Медицина, психология» грамоту получила Қарақат Ақтансеріқызы из Тургайской средней школы Ерейментауского района, а в секции «Экология, валеология» — Кира Бернт и Василиса Кобилецкая из г. Атбасара.

Поздравляем наших маленьких ученых, желаем им новых достижений и побед!

Екатерина ОДИНЦОВА.

Читайте также