Миссия — учить учителей

ОБРАЗОВАНИЕ

Уже немало сказано о трудностях учебы в период карантина. На удаленном обучении оказались тысячи казахстанских школьников, но, несмотря на разные трудности, с которыми пришлось столкнуться и им, и их родителям, учебный процесс продолжается. Привыкли к занятиям онлайн и педагоги, поначалу принявшие новые реалии в штыки. Что сегодня делается для того, чтобы повысить качество обучения наших детей? Как научились работать онлайн учителя, не дружившие прежде с компьютером? Кто и как создает видеоуроки, по которым уже привычно занимаются ученики школ региона? На все эти вопросы нам ответила директор Института повышения квалификации педагогических работников по Акмолинской области, филиала АО «Национальный центр повышения квалификации «Өрлеу», доктор педагогических наук, профессор Нина Стукаленко.

Нина Михайловна, прошлый год стал необычным для всех, особенно для тех, кто связан со сферой образования. Для Вас, судя по всему, он был особенно сложным и ответственным — необходимо было подготовить к работе «на удаленке» сотни учителей нашей области. Как Вы считаете, с этой задачей удалось справиться?

— Да, последние события в мире внесли изменения в казавшийся нам привычным уклад жизни. Нам всем было нелегко, но это позволило нам открыть новые возможности для развития профессионализма, совершенствования профессиональных компетенций педагогов. Когда началась пандемия, нам в кратчайший срок нужно было подготовить педагогов к переходу на дистанционный формат, к использованию всех возможностей цифровых ресурсов в процессе обучения. Переход на «дистанционку» был неожиданным, к тому же, никто не предполагал, сколько будет длиться этот период. Специалистами Национального центра повышения квалификации «Өрлеу» была разработана система смешанного обучения педагогов с сочетанием очной и дистанционной формы. Мы успешно провели обучение методистов и воспитателей организаций дошкольного образования, а также педагогов-психологов общеобразовательных школ на основе Национального образовательного портала Blended learning. В 2020 году по государственному заказу нашим институтом обучено 2255 педагогов Акмолинской области, и 90% из них прошли обучение в дистанционном формате через OBS-студию YouTube и стрим-платформу Zoom.

Как решали проблему методической помощи? Учителям нужно было строить уроки по-другому, ведь онлайн-обучение значительно отличается от обычного...

—  Прежде всего, был подготовлен и начал функционировать уникальный образовательный канал «Өрлеу» в YouTube, на котором в свободном доступе размещен цифровой видеоконтент — уроки на двух языках по всем школьным предметам на 2020-2021 учебный год. Пользоваться этими уроками — а их уже более 8000 — могут как педагоги, так и родители, и учащиеся. В реализации этого масштабного проекта участвовали и педагоги нашей области. При методической и технической поддержке сотрудников института, в летнее время, когда все учителя обычно отдыхают, мы занимались подготовкой 312 уроков первой четверти. В продолжение этой работы была организована эстафета педагогов страны, дающих мастер-классы по лучшим образцам педагогической техники «Виртуальный образовательный маршрут». В эстафете приняли участие более 100 педагогов нашей области, которые разработали 110 уроков второй четверти и 126 уроков третьей четверти. Все эти видеоуроки также размещены на Образовательном канале видеохостинга YouTube, и они реально помогают при обучении учащихся в дистанционном формате. Эта масштабная работа продолжается и сейчас, вскоре начнется разработка видеоконтента уроков четвертой четверти текущего учебного года. Таким образом, системой повышения квалификации «Өрлеу» оказана колоссальная поддержка педагогам страны в организации обучения в дистанционный период.

Вся эта большая работа не отменяет вашей задачи по повышению квалификации учителей. Как сейчас, во время карантина, проходит этот процесс?

— Как проводник инноваций в образовании, наш коллектив нацелен на всестороннюю поддержку педагогов, мы тесно сотрудничаем со всеми структурами системы образования в регионе, сопровождаем их на каждом этапе профессиональной деятельности.

Начну с того, что уже на протяжении не одного десятка лет у нас в стране действует республиканская система повышения квалификации педагогических работников. С 2012 года реализацией этой программы занимается Национальный центр повышения квалификации «Өрлеу», и все это время мы помогаем нашим педагогам совершенствовать их профессиональное мастерство. Каждый год у нас проходят повышение квалификации более 2,5 тысячи педагогических работников области — в соответствии с госпрограммой развития образования в РК на 2020-2025 годы. В нашем центре разработана новая, современная модель повышения квалификации работников образования, в основе которой лежит новая философия образования. Конечно, не обойтись здесь и без использования современных инновационных педагогических технологий. Что же касается года нынешнего, то сейчас все мысли о том, как сделать его успешным и для педагогов, и для родителей, и для детей. Как известно, качество обучения наших детей во многом зависит от профессионального мастерства учителя, тем более- в дистанционном формате. В сегодняшних условиях педагоги должны осваивать цифровые ресурсы, Интернет-платформы, изучать возможности цифровизации. И этому тоже мы учили педагогов еще до наступления пандемии коронавируса. Но в прошлом году усилия пришлось умножить.

Работали онлайн, но очень активно...

— Конечно. В течение всего периода дистанционного обучения наш филиал оказывал и продолжает оказывать педагогам области профессиональную поддержку и методическую помощь для повышения эффективности преподавания. Проведено множество межкурсовых мероприятий: онлайн-семинаров, вебинаров, панельных дискуссий, конференций и других форм методической поддержки педагогов по актуальным проблемам организации обучения. Во всех этих мероприятиях приняли участие более 2000 педагогов региона. И могу сказать, что педагоги области в таком обучении действительно нуждаются. Сегодня они особенно остро испытывают потребность в методической поддержке, мы это чувствуем по их активности во время курсовой подготовки, по их участию в мероприятиях, нами организованных, по стремлению поделиться опытом со своими коллегами на творческих площадках.

На web-конференциях, онлайн-семинарах, вебинарах, консультациях, форумах, организованных преподавателями нашего института в рамках информационно-методического сопровождения дистанционного обучения, педагоги знакомились с особенностями дистанционного обучения, цифровыми инструментами и сервисами, эффективными методами использования ИКТ в образовательном процессе. Непосредственно перед началом нынешнего учебного года проведена серия вебинаров для учителей школ — по организации и проведению дистанционных уроков, для родителей и учащихся — об особенностях и возможностях дистанционного обучения. Эти вебинары представляли собой диалоговую площадку для совместной подготовки учителей, родителей и учащихся к дистанционному формату обучения, чтобы старт в новый учебный год прошел без стрессов. Всего было проведено 104 вебинара с участием более 14 тысяч человек.

Как Вы считаете, ваших площадок достаточно для того, чтобы все разъяснения «дошли» до самой широкой аудитории? Все-таки учащиеся или преподающие есть практически в каждой семье…

—  Мы стараемся максимально распространять всю необходимую информацию. Ведем страницы в социальных сетях «Фейсбук» и «Инстаграм», постоянно обновляем вебсайт. Проводниками актуальной информации для педагогов становятся и наши периодические издания в области образования. За весь период дистанционной работы сотрудниками института подготовлены и размещены на сайте и в социальных сетях множество инструкций, советов по планированию уроков, рекомендаций по применению свободных интернет-ресурсов для организации обучения и оценивания учащихся. Среди них, например, «Использование виртуальных досок в работе педагога», «Математический конструктор GeoGebra», «Использование Google Form для формативного оценивания», «Онлайн инструменты визуализации» и многое другое.

Вся эта масштабная работа продолжается и сейчас, с началом нового 2021 года. Система повышения квалификации педагогических кадров — это сегодня самое гибкое звено в образовании, мобильно откликающееся на запросы не только общества, но и отдельной личности. Поэтому наш филиал при организации своей работы опирается, в первую очередь, на потребности педагогов. И в этот непростой для всех период, как мне кажется, мы сумели не только поработать над повышением эффективности образовательного процесса в условиях дистанционного обучения, но и поднялись на новые высоты своей профессиональной деятельности.

Как Вы оцениваете результаты работы?

—  Сегодня мы с уверенностью можем сказать, что благодаря совместной слаженной работе коллектива института и педагогов организаций образования нам по силам любые задачи. Своей работой мы доказали, что способны идти в ногу с современными вызовами, верны профессиональным интересам педагогов. Наше кредо — всегда быть в поиске новых путей взаимодействия и профессиональной поддержки педагогов.

Беседовала Владислава КОКОРИНА.

Читайте также