Для чего нужен гарантийный талон

Оригинальный гарантийный талон (гарантия), предоставленный организацией-изготовителем вместе с изделием, относится к документам, которые продавец обязан одновременно с передачей товара передать покупателю согласно пункту 2 ст. 408 Гражданского кодекса Республики Казахстан.

Обязан ли продавец заполнять вышеуказанный гарантийный талон (гарантию)?

— Если производитель/изготовитель в оригинальном гарантийном талоне (гарантии) размещает пустые графы, это подразумевает их полное заполнение продавцом.

—   Может ли продавец заполнить свой/другой/неоригинальный гарантийный талон (гарантию) вместо оригинального талона, идущего в комплекте с изделием. Если да, то в каких случаях?

— Согласно п. 4 ст. 23 Закона РК «О защите прав потребителей» (далее — Закон) продавец обязан установить на товар гарантийный срок, если изготовитель (исполнитель) не выполнил предусмотренную законодательством Республики Казахстан обязанность по его установке или выполнил ее ненадлежащим образом. Из этого следует, что продавец может заполнить свой, другой гарантийный талон (гарантию) с занесением в него необходимых данных и проставлением печати, если в комплекте с товаром нет оригинального талона, или изготовитель не установил гарантийный срок на изделие. Заполнять свой/другой гарантийный талон (гарантию), если в комплекте с изделием идет оригинальный талон, продавец имеет право в случае, если желает увеличить срок гарантии. Увеличить данный срок он имеет право согласно п. 2, ст. 23 Закона. В остальных случаях продавец не имеет права заполнять свой / другой / неоригинальный гарантийный талон (гарантию).

Имеет ли право продавец отказать в заполнении оригинального гарантийного талона (гарантии)?

— Продавец имеет право не заполнять оригинальный гарантийный талон (гарантию), идущий в комплекте с изделием в случае, если производитель/изготовитель товара указал это в инструкции по эксплуатации или в самом талоне. В остальных случаях наличие пустых граф в оригинальном гарантийном талоне (гарантии) подразумевает их полное заполнение продавцом.

Требуется ли в случае возврата товара дополнительная проверка (экспертиза) качества товара или какая-либо другая диагностика изделия?

—  Согласно п. 1, ст. 30 Закона, продавец (изготовитель) обязан обеспечить обмен или возврат непродовольственного товара надлежащего качества, если он не был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, ярлыки, а также документ, подтверждающий факт приобретения товара, в течение четырнадцати календарных дней, если более длительный срок не установлен договором, со дня приобретения товара. Дополнительная проверка (экспертиза) качества в сервисном центре в данном случае не требуется. Достаточно внешнего осмотра товара и проверки его работоспособности или других потребительских свойств.

—  В случае необходимости такой проверки, кем она оплачивается?

— Согласно п. 2, ст. 30 Закона Республики Казахстан «О защите прав потребителей» стоимость дополнительной проверки (экспертизы) качества товара оплачивается продавцом (изготовителем). Согласно этому же пункту дополнительная проверка (экспертиза) качества товара проводится продавцом в случае, если потребителем обнаружены недостатки товара и предъявлено требование о его замене. В других случаях (в том числе возврат/обмен товара в течение 14 дней с момента покупки), если товар соответствует п. 1 ст. 30 Закона дополнительная проверка (экспертиза) качества не предусмотрена.

Так как в п. 1 ст. 30 Закона не сказано о необходимости проведения дополнительной проверки (экспертизы) качества товара или, наоборот, о ее запрете в случае возврата исправного товара, продавец имеет право на ее проведение. Расходы на дополнительную проверку (экспертизу) качества товара берет на себя продавец (производитель) так же, как и в случае проверки, проводимой согласно п. 2 ст. 30 Закона, так как данная экспертиза не является обязательной и проводится пожеланию продавца.

Консультацию по вопросам защиты своих прав вы можете получить в департаменте по защите прав потребителей Акмолинской области по телефону горячей линии: 8 (716 2) 505122. Департаментом по защите прав потребителей Акмолинской области созданы аккаунты в социальных сетях Instagram — dzpp.akmola и Facebook — «Департамент по защите прав потребителей Акмолинской области», на которых вы можете разместить свои предложения, либо задавать вопросы по защите своих потребительских прав.

Жанар КАБИДЕНОВА,
главный специалист департамента по защите прав потребителей Акмолинской области.

Читайте также