Поэтапность и содержательность реформ

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Какой же вид государственного устройства наилучший? На вопрос, сформулированный Аристотелем в его знаменитом трактате «Политика», написанном в IV веке до н.э., человечество искало ответы задолго до Платона, Аристотеля, Локка, Монтескье, Руссо и других исследователей такого сложного образования, как государство.

Поиски этого ответа продолжаются и в настоящее время, при этом разные народы или сообщества наций находят в одних случаях сходные рецепты, в других привносят в универсальные подходы свой самобытный национальный опыт.

Один из наиболее ярких примеров, по моему мнению, Япония, которая при переходе к модернизации общественно-политического устройства и реформирования экономики провозгласила девиз «Западные технологии — японский дух». Результаты такого подхода сегодня наблюдает весь мир.

С другой стороны, современная обстановка и процессы, происходящие в мировом пространстве, со всей наглядностью подтверждают истину о том, что государство, даже имеющее устоявшиеся, эффективно проявившие себя структуры, должно развиваться, чтобы максимально постараться избежать социальных потрясений.

Именно с этих позиций необходимо расценивать ту работу, которая проводится в настоящее время в нашей стране в сфере реформирования государственного управления. Свидетельством желания упорядочить процессы и тенденции в современном казахстанском обществе, придать им конструктивный характер, направленный на благо всего народа, а не только отдельных представителей или слоев общества, является выступление Главы государства Касым-Жомарта Токаева на совместном заседании обновленного Парламента.

Не случайно Президент Казахстана главной целью совместной работы представительных и других ветвей и структур власти обозначил улучшение жизни граждан, для чего необходимо, по его мнению, повысить адресность вводимых мер в социальной сфере, кардинально реформировать судебную систему, направить максимум усилий на повышение конкурентоспособности молодежи в глобальном мире.

Последовательность действий в реформировании государственного устройства страны позволяет ожидать в ближайшем времени и среднесрочной перспективе внедрения механизма выборности акимов на различных уровнях и дальнейшего расширения полномочий местных представительных органов власти в лице маслихатов.

При этом поспешность и непродуманность действий, вызванных желанием выглядеть «не хуже других» в мировом сообществе, могут привести к различным перекосам и искажению изначально благородных замыслов в процессе реализации. Это может проявиться в лоббировании интересов определенных групп при выборах, «просачивании» во властные структуры недостойных людей, сумевших воспользоваться какими-то упущениями в нормах, процедурах и механизмах выборных процессов.

Таким образом, последовательность, поэтапность и содержательность реформ должны быть поставлены во главу угла проводимых и предстоящих преобразований государственного устройства Казахстана.

Марат ИБРАЕВ,
почетный работник образования РК,
кандидат политических наук.

Читайте также