СВОЕ ДЕЛО
Так поэтично назвали свою пока небольшую ягодную ферму Денис и Ольга Ведянины. А почему нет? Если бы и вы увидели клубнику, выращенную в наших климатических условиях, подумали бы также.
Ягодным бизнесом глава КХ «Прогресс» Денис Ведянин решил заняться после того, как перевез семью из города в село Макинка района Биржан сал. Вернее, решение супруги приняли вместе, как и все последующие. «Переехали и сначала занялись картофелеводством. Через три года поняли, что хотим нового, необычного направления. Это природная предприимчивость», — шутит Денис. Принцип Ведяниных «Больше дела, меньше слов» сработал и тут. А если серьезно, то, что такое бизнес, они знают не понаслышке — само КХ существует 11 пет.
В Hyp-Султане предприниматели довольно успешно развивались в сфере торговли, а когда поняли, что для движения вперед нужна неосвоенная ниша, не побоялись поменять столицу на район.
Признаются, что в поиске новой идеи помог всезнающий интернет: о выращивании клубники в теплице как прибыльном деле при умелом подходе рассказывал не один эксперт. Получили земельный участок, оформили солидный залоговый кредит в Фонде финансовой поддержки сельского хозяйства, выстроили теплицу из поликарбоната, занимающую 500 квадратных метров.
«Зимой 2019 года рассаду с закрытой корневой системой завезли из Алматинской области, России в замороженном виде, высадили и размножили, — увлеченно рассказывает предприниматель. — Сбора ягод как такового не было, чтобы развить кусты. Пробовали — вкус замечательный».
Фермеры использовали капельное орошение: чем насыщеннее влагой воздух, тем лучше ягода чувствует себя, поэтому хорошо растет в парниковой среде. Клубника любит теплый климат, однако существуют такие сорта, что при всей теплолюбивости, проявляют чрезвычайную устойчивость даже к самым суровым заморозкам. При этом характеризуются крупноплодностью и отменными вкусовыми качествами. «И грунт только местный, обогащали лишь органическим удобрением», — уточняют они.
Первые ягоды появились к середине мая 2020 года, от посадки около семи тысяч саженцев ожидали порядка пяти тонн урожая. По поводу рынка сбыта особенно не переживали — Ведянины планировали продажу клубники под собственным брендом в известной столичной сети супермаркетов, с которой заключили предварительное соглашение. Что и говорить, ставка на концепцию «с грядки — на стол», поставка экологически чистых, полезных продуктов на городские прилавки была верной. Но пандемия стала «диктовать» свои условия. В связи с ограничениями не смогли вовремя получить корни для второй, летней посадки, закрыты были границы, дороги, рухнули прежние договоренности… То, что вырастили, продавали здесь же. Рады, что удалось завоевать покупателей в своем и соседних районах.
Чтобы справиться с затратами, пришлось продавать и кропотливо выращенную рассаду. И на нее нашлось немало «охотников». «Ничего страшного, первый год — всегда опытный,- говорят энтузиасты Ведянины. — Не за горами новый сезон посадки, рассаду заказали из Голландии, сразу включили и агротехническое сопровождение в режиме онлайн. Теперь понимаем, как будем работать в условиях карантинных мероприятий». К слову, бизнес вполне претендует на статус «семейного»: дети — одиннадцатилетний Илья и пятилетняя Ева — с удовольствием помогают родителям в теплице. А Милана, которой сейчас 8 месяцев, пока клубнику только дегустирует.
Аэлита ТАЕВА.
Район Биржан сал.
Фото из архива КХ.