Почему люди дают взятки? Отвечая на этот отнюдь не риторический вопрос корреспондента нашей газеты, руководитель департамента Агентства РК по противодействию коррупции по Акмолинской области Мурат Тюлеубаев называл причины разные.
«Кто-то хочет ускорить получение документов», «Кто-то — получить разрешение на что-либо вопреки закону», «Кто-то…… Но при анализе, обобщении, оказывается, что глубинная причина случаев разных, происходящих в разных ведомствах и в разных регионах нашей страны, — одна: люди идут на это, потому что есть возможность решить свою проблему способом противозаконным. То есть далеко не все коррупционные риски устранены, есть недобросовестные чиновники, которые пользуются этим.
Расширение сферы госуслуг, предоставляемых в цифровом формате и количество коррупционных рисков, находятся в зависимости обратно пропорциональной — это аксиома. Но очень сложно свести к минимуму «человеческий фактор» в некоторых сферах, к примеру, в ветеринарии, земельных отношений, оказания спецсоцуслуг… И пока терпимость к коррупции не стала нулевой, мы идем по пути ужесточения наказания за коррупционные преступления.
Именно этим новеллам Уголовного кодекса РК был посвящен брифинг, организованный антикоррупционной службой области. Причем, большая часть из них касается лиц «намеренно занимающихся подкупом должностных лиц, либо выступающих посредниками при передаче незаконного вознаграждения».
Таковых, увы, пока немало. Только за последние два года республиканской антикоррупционной службой выявлено 480 фактов дачи взятки и 37 фактов посредничества во взяточничестве, 713 фактов различного рода противоправного вмешательства в работу бизнеса. В нашей области — 63 факта дачи взятки и 35 фактов различного рода противоправного вмешательства в работу бизнеса. Если взять только кратные штрафы, то взяткодатели и посредники за это время приговорены к уплате в бюджет почти 600 млн тенге.
Теперь суммы штрафов возрастают значительно, как и время, которое взяткодатели и посредники могут провести в местах лишения свободы.
К примеру, если прежде за преступление, предусмотренное частью 2 статьи 367 Уголовного кодекса РК «Дача взятки в значительном размере» максимальная санкция составляла до 5 лет лишения свободы и, соответственно, это деяние признавалось преступлением средней тяжести, то согласно новой редакции верхний порог наказания увеличен до 7 лет. А это автоматически относит преступление к категории тяжких. Из этого вытекают следующие правовые последствия: запрет условно-досрочного освобождения и невозможность отбытия наказания сразу после вынесения приговора суда в колонии минимальной безопасности.
Такие же жесткие меры в виде запрета на условно-досрочное освобождение и отбытие наказания сразу в колонии минимальной безопасности будут применяться к лицам, осужденным за посредничество во взяточничестве, совершенное неоднократно либо преступной группой, или лицом с использованием своего служебного положения.
Кроме увеличения сроков лишения свободы, возросли и размеры кратных штрафов за дачу взятки и посредничество во взяточничестве. К примеру, теперь для дающих простую взятку (до 50 МРП) минимальный размер кратного штрафа увеличен вдвое — с 10-кратного до 20-кратного размера взятки. Вот такой простой пример. Если человек осужден за дачу взятки в сумме 100 тысяч тенге, то минимальный штраф, который может быть назначен ему судом, составит 2 млн тенге. Прежде размер минимального штрафа составлял один млн тенге. Аналогично вдвое увеличен порог кратного штрафа и для посредников. Если раньше в части 1 ст. 368 УК — было предусмотрено наказание «от 5-кратной до 10-кратной суммы взятки», то теперь: «от 10-кратной до 20-кратной суммы взятки».
Также в Уголовный кодекс РК внесены поправки, усиливающие ответственность за воспрепятствование работе предпринимателей. Теперь за вмешательство в бизнес со стороны сотрудников правоохранительных органов последним грозит до пяти лет лишения свободы вместо двух. Совершение же таких деяний руководством правоохранительных органов и судьями влечет еще более строгое наказание — до 8 лет лишения свободы.
Так что давать взятки, быть посредником в этом неблаговидном деле, становится не менее опасным, чем взятку получать. Но обиднее — намного…
Нина МИТЧИНОВА.
Фото Берика ЕСКЕНОВА.