Как покупать и продавать правильно

ШКОЛА ПОТРЕБИТЕЛЯ

Практически каждый день мы забегаем в продуктовый у дома или отправляемся в супермаркет. И, наверное, нет такого потребителя, который бы ни сталкивался с проблемами, связанными с покупками. Можно ли вернуть подарочный сертификат? Уцененный товар возврату и обмену не подлежит? Эти и другие вопросы задают нередко — к сожалению, свои права в сфере защиты прав потребителей многие знают не в полной мере. Сегодня на наиболее актуальные, особенно в предпраздничные дни, отвечает главный специалист департамента по защите прав потребителей Акмолинской области Жанар Кабиденова.

—  Можно ли вернуть подарочный сертификат?

—  Согласно ч.3 ст.396 Гражданского кодекса, подарочный сертификат является публичной офертой. Продажа сертификата — это аванс, то есть предварительная плата за товары, работу и услуги, которые будут предоставлены. Покупая сертификат, вы принимаете оферту, в том числе всех указанных в нем условий. Проще говоря, сертификат — это документ о предоплате. Если вы его купили, значит, согласились со всеми условиями продавца (срок действия, запрет на возврат и т.д.). Покупая товар на сумму, меньше номинала сертификата, продавец не вернет разницу в цене, так как возврат может быть сделан только в полной сумме, а не частично. Перед покупкой сертификата всегда внимательно проверяйте условия его использования. Если истек срок его действия, но им не воспользовались, вернуть деньги, увы, не получится, поскольку на условие о сроке действия вы согласились изначально. В силу п.6 ч.2 ст.8-1 Закона РК «О защите прав потребителей», вернуть сертификат можно только в пределах срока его действия. Сертификат является предъявительским, а не именным документом, поэтому требовать возврата денег может, как купивший, так и тот, кому сертификат был подарен. Всегда сохраняйте чеки об оплате подарочных сертификатов и любые другие подтверждающие документы.

Какая информация должна быть размещена для потребителей в торговых объектах (точках оказания услуг, работ)?

—  Статья 26 Закона РК «О защите прав потребителей» гласит, что продавец обязан довести до сведения потребителя свое наименование (фирменное наименование), местонахождение (юридический адрес и номер телефона), режим работы, условия реализации товаров, а также информацию об обязанности продавца при продаже товара выдать документ, подтверждающий факт приобретения товара или договор, заключенный при приобретении товара, разместив указанную информацию на казахском и русском языках. В соответствии со ст.33-2 Закона продавец обязан на месте реализации товара размещать контактные данные уполномоченного органа в сфере защиты прав потребителей и субъектов досудебного урегулирования потребительских споров, информацию о праве потребителя, обратиться к ним или в суд за защитой своих нарушенных прав и законных интересов.

Дополнение нововведения в законодательные акты в части неисполнения субъектами внутренней торговли требования ст.26, 33-2 закона предусматривает административную ответственность, т.е. в соответствии со ст. 190,193 Кодекса Республики Казахстан «Об административных правонарушениях» влечет от административного правонарушения до штрафа в размере до 50 МРП.

Как поступить, если товар случайно разбился или повредилась упаковка?

— Если вы случайно разбили или испортили товар, который вами еще не куплен, то вы не обязаны за него платить. «Пока товар находится на территории магазина, за него отвечает именно магазин. Ответственность за товар переходит к покупателю только после получения чека», — об этом говорит статья 411 Гражданского кодекса РК. Администрация торговой точки должна создать условия для сохранности своих товаров, например, поставить ограждения или даже постелить ковры. Другое дело, если покупатель разбил товар умышленно, то он обязан заплатить. Но прежде магазин должен доказать это в судебном порядке, предъявив, например, запись с видеокамер.

—  Можно ли фотографировать товары в магазине?

— Магазин — это общественное место, в которых фотографировать можно. Согласно ст. 20 Конституции РК, любой гражданин имеет право свободно получать и распространять информацию любым, незапрещенным законодательством способом. Более того, в соответствии со ст. 18 и п. 12 ст.24 Закона РК «О защите прав потребителей» вы не только имеете право осуществлять фото и видеосъемку, но и предъявить ее в качестве официального доказательства вашей покупки. Таким образом, если охранник магазина запретит вам снимать в магазине в личных целях, смело можно ссылаться на Конституцию и Закон РК «О защите прав потребителей».

Напомним, что консультацию по вопросам защиты своих прав можно получить в департаменте по защите прав потребителей  Акмолинской   области по телефону горячей линии: 8 (716 2) 505122. Следите за страницами госоргана в социальных сетях: Instagram (dzpp.akmola), Facebook, на которых тоже можно разместить свои предложения либо задать вопросы по защите потребительских прав.

Подготовила Камиля АХМЕТ.

Читайте также