ЗНАЙ ЗАКОН
Каждый покупатель хотя бы раз сталкивается с необходимостью возврата товара после его приобретения. Причины для этого могут быть самыми разными, но независимо от них вся процедура должна совершаться в соответствии с нормами законодательства. Эти положения обязаны соблюдать и покупатели, возвращающие свою покупку, и продавцы, принимающие товар обратно.
Механизм обмена товара надлежащего качества регламентируется статьями 14 и 30 Закона РК «О защите прав потребителей». На горячую линию в департамент по защите прав потребителей Акмолинской области ежедневно обращаются жители по вопросам защиты потребительских прав, которых зачастую интересуют условия возврата товаров надлежащего качества.
Основное условие возврата — товар может быть возвращен не более чем в двухнедельный срок с момента его покупки. Мотивы для возврата при этом не играют существенной роли, к примеру, не подошла расцветка или не устраивают технические характеристики и другое.
При этом есть обязательные условия возврата, необходимые для соблюдения: покупка не была в эксплуатации, то есть не использовалась и не потеряла первоначального товарного вида; чек, удостоверяющий факт покупки вещи у продавца (если он утерян, допускается в качестве подтверждения факта покупки предоставить свидетеля, попросить просмотреть запись с камер видеонаблюдения); сохранены заводские ярлыки и гарантийные пломбы, а также упаковка; покупка не входит в перечень товаров, не подлежащих возврату. В этот перечень согласно ст. 30 Закона РК «О защите прав потребителей» входят лекарственные средства и медицинские изделия; нательное белье; чулочно-носочные изделия; животные и растения; метражные товары, а именно: ткани из волокон всех видов, трикотажные и гардинные полотна, ковровые изделия, нетканые материалы, ленты, кружева, тесьма, провод, шнуры, кабели, линолеум, багеты, пленки, клеенки; абонентские устройства сотовой связи.
В последнее время потребители часто задают вопрос о том, требуется ли сохранять упаковку при покупке какого-либо товара? Законодательная норма гласит, что при возврате товара надлежащего качества, наличие упаковки — обязательное условие. Но если обменивается вещь с заводским браком, то предоставлять упаковку не нужно. Напомню, что спустя 14 дней после приобретения, вернуть или поменять покупку можно исключительно в случае обнаружения неполадки.
Максат СЕИТОВ,
главный специалист департамента по защите прав потребителей Акмолинской области.