Памятник установлен, но…

ПО ОБРАЩЕНИЮ В «АП»

В редакцию «АП» за подписью Т. Ердена и К. Кенжегалиева пришло письмо, в котором напоминается, что 26 февраля 2019 года в газете «Акмолинская правда» был опубликован материал «Образ, созданный сердцем» Р. Утеулиной о художественном произведении «Айналайын» историка из Зерендинского района Толегена Ердена. Сообщается, что исполнителем проекта по его эскизу является известный скульптор, член Союза художников РК Токтар Ермеков.

По утверждению авторов письма, свой проект они предлагали руководству области и получили поддержку. Было даже определено место для установления будущего памятника в г. Кокшетау, возле Дворца общественного согласия. Но на это не нашлось средств. «Наш проект имеет логотип «Айналайын», который мы защитили в Министерстве юстиции РК и получили авторское право в июле 2018 года, — читаем далее. — Но в этом году такой проект под нашим логотипом появился под «авторством» М. Бурмаганова и А. Шуйнишева, «выигравших» в тендере, проведенном Зерендинским сельским акиматом. Об объявлении этого тендера мы не были поставлены в известность. Позже встречались с акимом Зерендинского сельского округа Нуртасом Абугалиевым, другими должностными лицами, но разговора у нас не получилось. Любое произведение должно пройти проверку на отсутствие плагиата. А Шуйнишев и Бурмаганов такую экспертизу не прошли».

Т. Ерден не скрывает, что когда-то обращался к преподавателю кафедры дизайна КУ им. Ш. Уалиханова А. Шуйнишеву с просьбой нарисовать эскиз для осуществления своей идеи, но утверждает, что последний с ним не справился. Факт плагиата намерен доказать в суде.

«На постаменте, представляющем собой земной шар, по экватору которого, чередуясь с казахским орнаментом, латинскими буквами написано слово «Ainalaiyn», стоит женщина-казашка, — писала полтора года назад Р. Утеулина. — Она держит тостаган — деревянную чашку, наполненную құртом, а рядом — трое ребятишек: мальчонка-кавказец в отцовской каракулевой папахе, корейский мальчик с белой национальной повязкой на голове и девочка европейской внешности. В руках у ребят по кусочку құрта — лакомства того времени, вкус которого депортированные в Казахстан люди не забудут никогда. Этой композиции еще, можно сказать, нет в природе. Она, созрев в душе, иначе не скажешь, учителя истории из аула Карлыколь Зерендинского района Толегена Ердена, воплотилась пока еще в виде пластилинового эскиза. Но даже в таком «первозданном» виде, созданном столичным скульптором, председателем Союза художников г. Астаны Токтаром Ермековым, она ярко и просто отражает события того непростого времени, поражает тонкостью психологизма, верно найденным решением. Главная цель идейного вдохновителя скульптуры Т. Ердена — рассказать о величии и человечности доброго, простодушного казахского народа, который, выживая сам в то тяжелое для страны время, был удивительно тверд и непреклонен в одном: делиться кровом, последним куском с обездоленными людьми».

Для выяснения обстоятельств дела мне довелось побывать в с. Зеренда и встретиться с должностными лицами.

— Да, Толеген Ерден знакомил нас с идеей и эскизом проекта своего произведения, — говорит руководитель отдела культуры Зерендинского района Алмат Балтагарин. — Они очень понравились. Зерендинский сельский акимат провел тендерный конкурс на реализацию проекта. В августе т.г. монумент был воздвигнут в с. Зеренда, на центральной улице «Тәуелсіздік».

О М. Бурмаганове и А. Шуйнишеве, как оказалось, он слышит впервые. В состав конкурсной комиссии не входил. Об обращении Т. Ердена областное управление культуры в известность не поставил, так как считает, что монумент «Айналайын»  -малое архитектурное сооружение и прохождения согласительной процедуры не требует.

Аким Зерендинского сельского округа Нуртас Абугалиев рассказал, что в начале 2020 года аким района Бауыржан Гайса провел прием граждан, в их числе и Т. Г. Ердена из а. Карлыколь, просившего содействия в строительстве монумента в райцентре по своему проекту «Айналайын». Организовать эту работу поручили ему в рамках программы «Ауыл — ел бесігі», на реализацию которой было выделено 50 млн тенге. С членами местного сообщества района согласовал. Сметную документацию утвердили. Стоимость проекта составила 16 752 738 тенге. 27 апреля нынешнего года Н. Абугалиев написал ходатайство на имя руководителя отдела экономики и финансов Асета Курмангожина о проведении тендерного конкурса на портале. Первый лот не состоялся ввиду отсутствия его участников. Второй был объявлен 14 мая 2020 года. Представили заявки на участие ИП «Жан», «Бурмаганов Б.М.» и «Арсен Айша». Последние два были допущены на участие в третьем лоте конкурса. По его итогам тендер выиграл ИП «Бурмаганов Б.М.» из г. Кокшетау. С ним был заключен договор об установке в с. Зеренда монумента «Айналайын» и благоустройству прилегающей территории.

— В первом лоте в технической спецификации обязательным условием было наличие у потенциального поставщика авторского права на изготовление монумента, — уточняет Н. Абугалиев. — Мы знали, что у Т. Ердена оно есть. В начале апреля т.г. ему звонили и я, и представители отделов внутренней политики, экономики и финансов. Известили, что на портале будет объявлен конкурс, и он может в нем принять участие. Это было поручение акима района, и, тем более, мы Толегена Гибратовича знаем не только, как одного из авторов проекта «Айналайын», но и как известную в округе творческую личность.

В связи с тем, что участия в тендере он не принял, организаторы во втором лоте из технической спецификации убрали условие обязательного наличия у потенциального поставщика авторского права на изготовление монумента. В июне т.г. Т. Ерден приезжал в Зеренду, встречался с заместителем акима района Райхан Габдуллиной и членами комиссии.

— Свое неучастие в тендере Толеген Гибратович объяснил тем, что компьютера у него нет и навыками работы на нем не владеет, — продолжает Н. Абугалиев. — Говорил, что часть денег, выделенных по программе «Ауыл — ел бесігі», должны были передать ему на строительство памятника. Обвинил в пособничестве плагиату и кощунственному искажению его проекта.

С оппонентами Т. Ердена — художником-скульптором, почетным дизайнером Евразийского союза дизайнеров Манарбеком Бурмагановым   и  художником,   старшим преподавателем кафедры дизайна КУ им. Ш. Уалиханова Амантаем Шуйнишевым я встречался в г. Кокшетау.

Уроженец г. Степняка М. Бурмаганов начал с того, что он раньше жил в Зеренде, и село это близко ему по духу. На портале нашел условия проведения тендера. Там предлагалась техническая спецификация, согласно которой нужно было установить из простого материала (смола, полиэфирные ткани) монумент, высотой вместе с шаром 3,5 м. За это дело взялся его сын, индивидуальный предприниматель Биржан Бурмаганов, выигравший тендер. От предложенного проекта Т. Ердена Бурмаганов-старший отказался и решил делать монумент по своему варианту эскиза, из иракского белого бетона на металлической арматуре, высотой 6 м.

— Увеличив объем сооружения, мы сильно усложнили себе работу, — продолжает М. Бурмаганов. — При этом цену не поднимали. В нашем с Амантаем Шуйнишевым варианте у казахской матери нет в руках чашки-тостағана, и она обнимает уже четверых детей. К троим прибавился мальчик-казах в национальном костюме и с домброй в руках. У Ердена мать в повседневном головном уборе, а у нас — в парадном кимешеке. Есть и много других детальных различий в монументе.

Амантай Шуйнишев с Толегеном Ерденом познакомился осенью 2016 года. Основой стало то, что оба были активными участниками декабрьских событий 1986 года в Алма-Ате. Толеген Гибратович поделился с ним идеей по созданию скульптуры «Айналайын» и попросил придумать композицию.

— Я не отказался, — говорит А. Шуйнишев, — графическую помощь при этом мне оказал Манарбек Бурмаганов. На земном шаре расположил трех человек разных национальностей, чтобы показать дружбу народов. Но завершить эту работу в силу семейных обстоятельств не сумел. Затем связь наша с Т. Ерденом прервалась. Взаимопонимания нет по сей день.

Прокомментировать вышеизложенное согласился член областной комиссии по охране памятников истории и культуры Тлектес Нурсеитов. Как считает он, художественно-архитектурную экспертизу композиции Бурмаганова-Шуйнишева на предмет заимствования, плагиата логотипа «Айналайын» должны проводить профессиональные скульпторы, художники, имеющие лицензию или являющиеся членами соответствующих союзов. Административную оценку вправе осуществлять управление культуры, архивов и документации Акмолинской области и его подведомственное учреждение — КГУ «Центр по охране и использованию историко-культурного наследия».

В соответствии с пп. 9 п. 1 ст. 11 Закона РК «Об охране и использовании объектов историко-культурного наследия» от 26 декабря 2019 года, установление сооружений монументального искусства относится к компетенции местных исполнительных органов областей, а не сельского округа и даже района. Согласно пп. 2 п. 2 ст. 13 этого же закона, государственный контроль за установлением сооружений монументального искусства осуществляет Министерство культуры и спорта РК. Поэтому, в соответствии с приказом главы данного ведомства от 2 декабря 2015 года «Правила установления новых сооружений монументального искусства» М. Бурмаганов и А. Шуйнишев, прежде чем принять участие в тендере, должны были направить заявку на сооружение скульптурной композиции на конкурс в Министерство культуры и спорта РК. Либо осуществить данную идею посредством согласования с общественными деятелями, скульпторами, учеными и представителями государственных органов, входящих в комиссию по охране памятников истории и культуры при акимате Акмолинской области. Показать на заседании данной комиссии эскизы, раскрыть перед членами комиссии художественно-идейный замысел, подтвердить авторское право на свою работу…

Хотелось бы призвать авторов идеи художественного произведения «Айналайын» и установленного в с. Зеренда одноименного памятника к согласию. Ведь реализация доведенного до логического завершения проекта — установка архитектурной формы, значительной в идейно-смысловом, историческом, культурном аспектах, способствовала бы патриотическому воспитанию казахстанцев, а сам памятник мог бы занять достойное место не только в областном центре, но и в столице.

Марат НУРСЕИТОВ.

Читайте также