Особенности организации гражданско-патриотического воспитания в условиях реализации положений статьи Первого Президента Н.А. Назарбаева «Болашаққа бағдар: Рухани жаңғыру»

Реализация государственного проекта «Рухани жаңғыру» требует некоторого переосмысления всей педагогической и социальной деятельности государственных институтов, сопричастных с воспитанием и образованием молодежи. Именно поэтому вопрос об особенностях организации гражданско-патриотического воспитания, которое направлено на воспитание человека, как гражданина своей страны, как патриота, человека высокой нравственности и морали, личности, умеющего нести ответственность за будущее своей страны, в настоящее время выдвигается на первый план, становится наиболее значимой задачей для казахстанского общества.

Молодое поколение сейчас остро нуждается в определенных нравственных ориентирах, в опоре на общечеловеческие ценности с учетом национальных особенностей. Сравнительный анализ направленности профессиональной деятельности показывает, что большинство учащихся в советский период времени мечтали быть космонавтами, врачами, инженерами, учеными: «Чтобы приносить пользу людям». Причем в качестве основного мотива своего выбора указывали мотив интересов общества, государства, других людей. Среди современной молодежи можно наблюдать проявление мировоззренческой индифферентности и нежелание участвовать в организованных формах воспитательной работы.

Программная статья Первого Президента Н.А. Назарбаева «Рухани жаңғыру» даст импульс для переосмысления как общих форм воспитательной работы со студентами в процессе занятий, проведения практики и других поурочных и внеурочных мероприятий, основу для новой системы работы по гражданскому воспитанию. Не искусственные увязки обучения с воспитанием, а правильную организацию учебно-познавательной деятельности студентов, умелое использование содержания учебного материала и соответствующих этому содержанию технологий обучения, способствующих формированию гражданственности в молодежной среде.

Важным условием работы с подрастающим поколением является ориентация на активную совместную деятельность студентов первых и старших курсов, преподавателей колледжа, а также подбор индивидуальной траектории воспитания личности.

Примерный перечень проводимых внеурочных мероприятий, в рамках реализации гражданско-патриотического воспитания студентов колледжа:

— сбор материалов для музея колледжа: об участниках войн, о героях труда, об истории города, специальностей, создание или пополнение выставок;

— участие в благоустройстве территории, прилегающей к учебному заведению, города, района, курортной зоны, охрана природы, озеленение;

— создание выставок, рисунков, поделок; проведение экскурсий; устройство вечеров поэзии, живописи, музыки;

— организация творческих дел, участие в профориентационной кампании — «Город мастеров», организация и участие в спартакиадах колледжа, районных и областных соревнованиях;

— забота о ветеранах ВОВ, труда, оказание помощи одиноким, инвалидам, дому малютки;

Огромный вклад в формирование политической и правовой культуры, становлению гражданских позиций студентов вносит работа проектного офиса «Санапы ұрпақ», а также работа «Факультета правовых знаний», действующих на постоянной основе. Заседания членов проектного офиса дают студентам возможность более подробно изучить устройство политической системы, понять специфику ее функционирования, и, так сказать, дают возможность посредством игровых моментов, инсценировок, прикоснуться к сложному, но увлекательному миру политики, права, понять и осознать происходящие в обществе правовые реформы и политические процессы.

Одним из важных моментов соблюдения политических прав молодежи является информационное обеспечение, а также практическая помощь студентам, желающим вступить в ряды членов молодежного крыла партии «Нур Отан» «Жас Отан».

Регулярным в течение всего учебного года является проведение студенческих конференций, «круглых столов», семинаров по разъяснению ежегодного Послания Президента страны.

На постоянной основе действует проектный офис «Лидер» (дебатный клуб), который дает возможность не только развивать навыки полемики и риторики, а также дает возможность реализовать интеллектуальный, творческий потенциал студентов, аргументированно отстоять свою точку зрения на актуальные социальные темы.

Рассмотрев различные варианты организации внеурочной деятельности студентов по гражданско-патриотическому направлению, следует уделить так же особое внимание роли учебных дисциплин в граждански — правовом образовании. Цели и задачи гражданско-правового образования реализуются в рамках всех предметов социального цикла. Педагогу необходимо осознавать, что формирование гражданской позиции начинается с рождения ребенка и большое значение на ее становление оказывает семья. Именно здесь ребенок постигает первые уроки гражданственности, отношения к своей стране, ее народу. Далее процесс продолжается в школе, после колледже или вузе, где идет сознательное усвоение истории, политических, правовых и нравственных норм, действующих в обществе, принятие их как основы своих действий, формирование гражданского мировоззрения. Одним из главных чувств в формировании гражданина и патриота является чувство гордости за свою страну, ее историю, народ.

Правильно организованная воспитательная работа, ориентированная на реализацию основных идей программной статьи «Рухани жаңғыру», воспитание подростков и молодежи в условиях модернизации сознания, дает возможность отвлечения их от негативного воздействия уличной среды и привлечение к общественно-полезной деятельности, формирование правовой и нравственной культуры подрастающего поколения, профессионализма и гражданской активности.

Процесс воспитания нынешнего молодого поколения предполагает в качестве важнейшего ценностного приоритета достижение на личностном уровне массового масштаба реальных образцов, одобряемого обществом правового поведения, соблюдение нравственных норм и толерантности в деловых, межнациональных, межличностных и межконфессиональных отношениях.

Марина ТАБАКОВА,
Айнагуль НУРГАЛИЕВА,
Высший технический колледж г. Щучинска.

Читайте также