В воскресенье завершилась процедура праймериз, проведенная партией «Nur Otan». Огромный интерес к предварительным выборам проявили не только партийцы, но, без преувеличения, все казахстанцы. О том, как они проходили в нашей области, мы беседуем с первым заместителем председателя областного филиала партии «Nur Otan» Галымом Бекмагамбетовым.
— Галым Мадешович, конечно, мы понимаем, что на следующий день после завершения праймериз можно говорить лишь о предполагаемых предварительных итогах. Но все-таки, каковы они?
— Окончательные итоги внутрипартийного отбора станут ясны после того, как Центральный аппарат партии опубликует официальные данные.
На сайте партии в открытом доступе можно ознакомиться с итогами голосования, проведенного в режиме онлайн. Понятно, что информационная система формирует их автоматически, в режиме реального времени. Но какая-то часть партийцев голосовала офлайн. Когда будут обработаны эти результаты, картина может измениться.
По нашей области существенных изменений не будет, потому что в сравнении с другими регионами, у нас наименьшее количество тех, кто голосовал офлайн, — 471 человек из 37073. В принципе, есть основания предполагать, что по числу проголосовавших мы будем в первой тройке по республике. В голосовании приняли участие более 90% членов партии. Не смогли этого сделать, главным образом, те, кто находился в больничных стационарах, за пределами страны… Либо одиноко живущие пожилые люди, не имеющие смартфонов. Привычные в этой ситуации переносные урны были исключены.
— Для людей, следящих за ходом внутрипартийного отбора, столь высокая активность неудивительна…
— Да, во многом это стало результатом большой информационной, разъяснительной работы о целях праймериз, их задачах и возможностях. Острые дебаты прошли во всех районах области…
Кандидаты очень хорошо понимали всю меру ответственности, тем более, что трансляция дебатов шла на многих информационных ресурсах. Мы видели и хороший уровень подготовки, и высокий накал здоровой конкуренции.
В основе представленных программ — знание местных проблем, партийных программ. Многие участники проявили умение отвечать на вопросы, убедить однопартийцев, что они умеют аналитически мыслить, предлагать конструктивные решения, добиваться их исполнения.
— Пропорциональная система выборов основана на том, что обладать депутатским мандатом может только член той или иной партии. В связи с этим сколько акмолинцев вступили в партию «Nur Otan» непосредственно перед началом праймериз?
— За недавний период — порядка 2000 человек, а непосредственно перед началом праймериз — порядка 50. Мы не исключаем того, что это люди, искренне и осознанно поддерживающие ценности и программные документы партии. Но не исключаем и того, что кто-то это сделал из конъюнктурных соображений.
Очень скоро истинные мотивы будут ясны. Подлинных намерений не скрыть никакими словами и заявлениями. Хочется быть уверенным в том, что вступившие в партию ради участия в праймериз, не отступят, сохранят свое членство, будут работать вместе с нами. Поймут, что депутатский мандат — это большая ответственность. Время меняется, требования и всеобщий контроль за работой возрастают.
— Практически все кандидаты получали наказы. Депутатами станут немногие из них. А что с наказами?
— Могу сказать, что ни один из порядка 1000 наказов, данных акмолинцами, без внимания не останется. Независимо от того, стал депутатом человек, которому они адресовались, или нет. Мы рассматриваем их как наказ всей партии «Nur Otan». В то же время ставший депутатом член партии должен нести персональную ответственность за обещание решить проблему.
Сейчас эти наказы обрабатываются, систематизируются, сопоставляются с возможностями партийных программ, основанных на Государственной программе развития регионов.
Каждому заявителю дается подробный дополнительный ответ. Если запросы выходят за рамки возможностей партийных программ, они рассматриваются совместно с исполнительными органами.
Знаем, что ответ «Все упирается в финансы» никого не устраивает. Более того, неизбежно порождает следующий: «А зачем тогда нам депутаты, если не можете решить насущную проблему?».
— Пожалуйста, разъясните механизм формирования партийных списков?
— Прежде всего надо знать, что согласно изменениям в Законе «О выборах в Республике Казахстан», внесенным ЦИК, общее количество депутатских мандатов по области уменьшилось пропорционально количеству избирателей: с 276 до 254. К примеру, в областном маслихате вместо 33 будут 32 депутата.
В партийный список попадают люди, за которых проголосовало большее количество однопартийцев. При этом составляются еще два списка — стратоориентированных. Это нужно для того, чтобы среди депутатов маслихата любого уровня были не менее 30% женщин и 30% молодежи. И вот уже из этих трех списков составляется окончательный. Причем мы же не знаем, какое количество депутатских мандатов будет у партии «Nur Otan». Это станет ясно только по итогам предстоящих в начале будущего года выборов.
Давайте рассмотрим на примере Кокшетауско-го городского маслихата. В нем 16 мандатов. При составлении партийного списка это количество умножаем на два. Из них 30% (пять человек) -квота председателя городского филиала партийной организации. Он может остановить свой выбор на членах партии, в праймериз участие не принимавших.
Так что в любом случае депутатами станут далеко не все, принявшие участие в праймериз.
— Думается, в любом случае полученный опыт бесследным не будет…
— Без всяких сомнений. Опыт публичных дискуссий, аргументации, публичных выступлений позволит лучше реализовать себя и в профессиональной сфере, и за ее пределами.
Тем более, что люди, попавшие в партийный список, но не ставшие депутатами, остаются в партийном резерве. Если в период работы маслихата этого созыва тот или иной депутат будет вынужден покинуть состав депутатского корпуса, дополнительных выборов теперь не будет. В том случае, если сложивший полномочия депутат из фракции «Nur Otan», то на его место пойдет первый из резервного партийного списка.
И еще. Каждый из участников праймериз имеет право заявить, что он будет принимать участие во втором этапе, бороться за право стать депутатом областного маслихата или Мажилиса.
— Теперь, пожалуйста, о допущенных нарушениях…
— Уточню, допущенных, но оперативно выявленных, преданных гласности, не замалчиваемых… На различных информационных ресурсах появилась информация о нарушении, допущенном в партийной организации Сандыктауского района.
Мы тут же проанализировали этот случай. Пришли к выводу, что случившееся стало результатом недопонимания механизма голосования онлайн, в ходе которого с одного смартфона и по одному IP-адресу может проголосовать только один человек.
Молодая сотрудница отдела образования хотела помочь людям, которым в силу разных причин сделать это было сложно. Из самых благих намерений в WhatsApp обратилась: «Уважаемые директора школ…» и дальше: «Передайте логины и пароли тех, кто… Мы поможем».
Понимаете, само такое обращение стало поводом для подозрений в использовании административного ресурса. Если бы оно начиналось со слов: «Уважаемые секретари первичных партийных организаций», реакция была бы иной.
Хочу подчеркнуть, что ни один факт нарушений, если таковые будут выявлены, замалчиваться не будет. Выводы мы сделаем и обнародуем.
— И в заключение, пожалуйста, уроки прошедшего внутрипартийного отбора.
— Нужно некоторое время для анализа, осмысления, выводов… Но уже сегодня очевидно всем, что человека всегда оценивают не по словам, а по поступкам и действиям. Завоевать авторитет, признание нужно своими ежедневными делами. Авторитет за короткий период времени завоевать невозможно, даже несмотря на активную предвыборную деятельность и громкие заявления.
Мы видим, что большее количество акмолинских партийцев проголосовало за людей известных, состоявшихся в определенной профессиональной сфере. И сделали это осознано и добровольно.
Беседовала Нина МИТЧИНОВА.
.