Отвечать высокому стандарту

4 октября — День учителя

В канун 2020 года педагогическое сообщество Казахстана получило новый Закон РК «О статусе педагога». Для преподавателей, учителей, воспитателей — это долгожданный документ, гарантирующий социальную защиту, соблюдение прав педагогов.

Вместе с тем содержание закона возлагает на учителя высокий уровень ответственности перед гражданами страны за обучение и воспитание подрастающего поколения. Закон указывает на необходимость формирования таких качеств учителя, которые бы соответствовали требованиям профессионального стандарта «Педагог».

Что же такое профессиональный стандарт? Это свод требований к уровню квалификации и компетентности, которые должны быть сформированы у работника и предъявляются работодателем. В нашем случае система образования ориентирована на человека, на его развитие, на реализацию личностных интересов с учетом интереса государства. Поэтому и деятельность работника системы образования должна быть направлена на обеспечение запросов обучающегося, его родителей и законных представителей и в тоже время на подготовку подлинного, активного гражданина страны.

Содержание профессионального стандарта «Педагог» устанавливает уровень квалификации, профессионального образования, трудовые функции личности при передаче содержания образования с использованием педагогических технологий. При этом педагог рассматривается как активный субъект с собственной «стратегией профессионального мышления, поведения и деятельности». Это означает, что профессиональный стандарт обеспечивает педагога большей свободой при выборе методов, технологий, средств и способов реализации своей деятельности, но результат должен соответствовать государственному стандарту образования и ожиданиям персонально каждого обучающегося. Учитель самостоятельно принимает решение на своем уровне и несет полную ответственность за результаты. Задача не из простых!

Кокшетауский университет им. Шокана Уалиханова занимается подготовкой педагогических кадров с 1962 года и всегда находится в тренде всех изменений в системе образования с ориентацией на подготовку самостоятельно мыслящих и саморазвивающихся учителей. Вот и сегодня профессиональный стандарт «Педагог» стал важнейшим документом для разработки и реализации образовательных программ профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки учителей.

С сентября текущего года Институт повышения квалификации, переподготовки кадров и дополнительного профессионального образования университета начал реа-лизовывать программы переподготовки педагогов с профессиональным образованием, но не имеющих педагогического образования. Законом «О статусе педагога» разрешено осуществлять педагогическую деятельность в организациях образования инженерам, экономистам, работникам культуры, специалистам фундаментальных наук и другим профессионалам с высшим и техническим профессиональным образованием после прохождения переподготовки по программам «бокового» входа в педагогическую профессию по соответствующему профилю.

Сегодня по программам переподготовки в университете обучаются около 30 человек из нашей и других областей. Занятия проходят в группах по 3-8 человек и индивидуально по расписанию, согласованному со слушателями, так как они в большинстве своем уже работают в школах.

Содержание образовательных программ переподготовки учителей позволяет овладеть такими профильными навыками, как трансляция информации с использованием современных технологий обучения, мотивация к самостоятельному поиску знаний обучающимися, приобщение обучающихся к системе социальных ценностей, организация и обеспечение образовательного процесса…

Слушатели научатся и закрепят на практике приемы и инструменты оценки, анализа результатов учебных достижений и выстраивания индивидуальных траекторий развития каждого обучающегося с учетом психо-возрастных особенностей. Важнейшим в нашем образовательном процессе переподготовки педагогических кадров яв-ляется формирование социально-коммуникативных навыков, с помощью которых педагог будет взаимодействовать в профессиональном сообществе и со всеми заинтересованными в результате обучения. Аэто, в свою очередь, определяет развитие социального капитала системы образования и общества в целом.

Любовь ДРОБЫШЕВА,
руководитель офиса коммерциализации технологий НАО «Кокшетауский университет им. Ш. Уалиханова».

Читайте также