Спрашивали? Отвечаем

ШКОЛА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

Практически каждый день мы забегаем в продуктовый у дома или отправляемся на шопинг в супермаркет. И, наверное, нет такого человека, который хоть раз не столкнулся с проблемами. О своих правах потребители знают мало. Что делать, если ваши права нарушены? Какие товары реально не подлежат возврату и обмену? Можно ли вернуть в магазин товар без чека? На эти и другие часто встречающиеся вопросы ответим в этой статье.

Что делать, если ваши права как потребителя нарушены?

— В первую очередь пишите письменную претензию в адрес продавца (изготовителя, исполнителя). Продавцу (изготовителю, исполнителю) предоставляется возможность в добровольном порядке устранить нарушения.

Если проблема не будет решена, потребитель или его представитель обращаются в государственный орган, осуществляющий функции в сфере защиты прав потребителей в рамках полномочий, предусмотренных отраслевыми законами, либо к субъектам досудебного урегулирования потребительских споров (общественные объединения потребителей, ассоциации (союзы), юридическим консультантам, являющимся членами палаты юридических консультантов и оказывающих юридическую помощь.

Если вас не устраивают условия, предложенные для решения вашей проблемы, то вы имеете право обратиться с исковым заявлением в суд.

Какие товары нельзя вернуть или обменять после покупки?

— До 2019 года в список таких товаров входили лекарственные средства и медицинские изделия, нательное белье, чулочно-носочные изделия, животные и растения, а также метражные товары. С прошлого года введен запрет на обмен или возврат продавцам абонентских устройств сотовой связи в течение 14 дней после их покупки. Это связано с тем, что реализация данной продукции одновременно сопровождается ее активизацией и загрузкой ряда программ, носящих идентификационную авторизацию. Дальнейшая реализация данного устройства влечет ряд необоснованных проблем для нового пользователя.

В магазине ценников нет или на ценниках указана одна цена, а продавец отпускает товар по другой цене, мотивируя это тем, что ценник старый, или цена написана ошибочно. Как быть в данной ситуации?

— Согласно подпункту 12 статьи 24 Закона РК «О защите прав потребителей» продавец обязан указывать стоимость товара. Товар, выставленный во внутренних и внешних витринах торгового объекта, оформляется ярлыком цен. Цена, которую магазин выставил на ценнике, — это публичная оферта, то есть своего рода формальный договор между магазином и покупателями, поэтому продавец обязан продать товар, а потребитель вправе купить товар именно по той цене которая указана в оферте. В соответствии со статьей 387 Гражданского кодекса РК (далее — ГК РК) отказ лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность от заключения публичного договора (выставления цены) при возможности предоставить потребителю соответствующие товары, не допускается. При необоснованном уклонении лица, осуществляющую предпринимательскую деятельность от заключения публичного договора (выставления цены), применяются положения, предусмотренные пунктом 4 статьи 399 ГК РК. Если на пробитом чеке стоит другая стоимость товара, которая отличается от той, что указана на ценнике, то магазин нарушает свои обязательства по публичному договору. В качестве доказательства можно сфотографировать сам товар и стоимость, указанную на ценнике.

Покупатели должны знать, что введение в заблуждение относительно потребительских свойств и качества товара или иной обман потребителей индивидуальными предпринимателями или организациями, осуществляющими торговую деятельность, предусматривает административную ответственность по статье 190 Кодекса РК «Об административных правонарушениях».

Согласно статье 42-4 Закона РК «О защите прав потребителей», потребитель вправе обращаться с претензией к продавцу об устранении нарушений прав и законных интересов и возмещении потребителю причиненного этими нарушениями убытка (вреда) в добровольном порядке.

Что делать, если платье после первой стирки полиняло, а новые ботинки после непродолжительной носки пришли в негодность?

— Вернуть товар предпринимателю. У любого товара есть гарантийный срок. К примеру, обувь должна прослужить сезон — это не менее трех месяцев. Причем сезон начинается не с момента покупки (если вы взяли осенние ботинки летом на распродаже), а с момента похолодания, когда эти ботинки вы реально можете надеть. Независимая экспертиза поможет выяснить, была ли обувь некачественной. То же самое относится и к одежде. Если вдруг после первой стирки полиняло платье, а вы стирали его, следуя инструкции на этикетке, то специалисты смогут определить, что товар был некачественным, и продавец будет обязан вернуть деньги.

Вернуть деньги, отремонтировать или обменять на другой товар?

— Это вправе решать каждый покупатель самостоятельно. Магазин не может навязывать данный выбор. Покупатель сам выбирает, обменяет ли он товар ненадлежащего качества на аналогичный, согласится ли на ремонт товара или вернет назад потраченные деньги согласно статье 15 Закона РК «О защите прав потребителей».

Можно ли вернуть в магазин товар без чека?

— Для возврата любого товара необходимо иметь подтверждающие документы, свидетельские показания тоже принимаются во внимание.

Согласно статье 18 Закона РК «О защите прав потребителей», потребитель имеет право на получение у продавца (изготовителя, исполнителя) документа, подтверждающего факт приобретения товара (выполнения работы, оказания услуги).

Отсутствие у потребителя документа, подтверждающего факт приобретения товара, не лишает его права ссылаться на свидетельские показания в подтверждение факта заключения договора или его условий.

Консультацию по вопросам защиты своих прав вы сможете получить в департаменте по защите прав потребителей Акмолинской области по телефону «горячей линии»: 8 (716 2) 505122. Кроме того, созданы страницы в социальных сетях Instagram: dzpp.akmola или Facebook: департамент по защите прав потребителей Акмолинской области, где вы можете разместить свои предложения либо задавать вопросы по защите потребительских прав. Не дайте себя обмануть!

Жанар КАБИДЕНОВА,
главный специалист департамента по защите прав потребителей Акмолинской области.

Читайте также