Усилить ответственность и мотивацию

О том, как в нашей области будут реализовываться задачи, поставленные Главой государства в первой части Послания — «Новая модель государственного управления» — мы беседуем с руководителем областного департамента по делам государственной службы Бергеном Беспалиновым.

Берген Маратович, мы понимаем, что конкретный механизм новых подходов будет единым по всей республике, он сейчас разрабатывается. Но о многих моментах можно говорить уже сегодня. Пожалуйста, давайте начнем с вопроса, особенно волнующего государственных служащих, — предстоящего сокращения численности.

— «Громом среди ясного неба» для нас это не было. Поэтапное сокращение численности госаппарата и работников квазигоссектора уже шло, мы работали и работаем в этом направлении. Но новые реалии таковы, что появилась возможность этот процесс ускорить и завершить его к концу будущего года.

Хочу подчеркнуть, что это не «сокращение ради сокращения», а часть масштабной трансформации, цель которой — повышение эффективности и мобильности госаппарата. Какого-то механического подхода — любой и каждый госорган сократить на четверть — не будет. Так что точнее говорить об оптимизации, причем грамотной и вдумчивой.

Оптимизация должностей, прежде всего, будет происходить за счет сокращения имеющихся и потенциальных вакансий. Если какая-то вакансия свободна достаточно долгое время, функции перераспределены между другими работниками, они с ними справляются, то ее сокращение не скажется на эффективности работы.

Кроме того, ежегодно госслужащие выходят на пенсию, некоторые переходят в частный сектор, иные организации. Особое внимание будет обращено как раз на замещение высвобождающихся таким образом вакансий.

На сегодняшний день в местных исполнительных органах нашей области порядка 9% вакансий, на замещение которых требуются примерно 300 человек. Главным образом, на региональном уровне: в отделах районных акиматов, аппаратах акимов сельских округов.

Идет работа над выявлением «лишних звеньев», дублирующих друг друга, будут пересмотрены функции различных ведомств. Неприоритетные задачи можно передать в конкурентную среду, а также оптимизировать бизнес-процессы с их максимальной автоматизацией и цифровизацией.

Глава государства говорит об уроках, которые нужно извлечь из пандемии коронавируса…

— Да, с выводами из полученных уроков затягивать нельзя. Предоставление государственных услуг в электронном формате не просто облегчает жизнь нашим гражданам, экономит время, силы, средства, которые могли быть потрачены на дорогу… Такой бесконтактный метод — самый надежный заслон коррупции и путь к безболезненному сокращению части государственных служащих.

С начала этого года в нашей области 93,4% государственных услуг оказаны в электронном формате. Но есть немало наших граждан, которые предпочитают привычный для них способ-прийти, провести в очереди некоторое время, получить нужную справку «из рук в руки». Причины разные, конечно. Это и возраст, и степень компьютерной грамотности, и наличие самого гаджета… Но с каждым днем все больше наших земляков овладевают новыми для них навыками, получают ЭЦП.

В период карантинных ограничений был значительно упрощен «Сектор самообслуживания», организован call-центр 1414 и велась работа по онлайн-консультированию граждан. Для социально уязвимых слоев населения создано специальное льготное окно для оказания госуслуг в бумажном и электронном виде. Нашим департаментом особое внимание уделено работе с гражданами, на постоянной основе оказываются онлайн-консультации.

С начала года посредством социальных сетей в режиме онлайн организованы 11 приемов граждан, в ходе которых рассмотрены 140 обращений по вопросам поступления и прохождения государственной службы, получения государственных услуг.

В период режима карантина по номеру call-центра департамента, а также посредством социальных сетей и мессенд-жеров поступили более 400 обращений.

Хочу обратить внимание, что скоро наиболее востребованные справки и бумажные подтверждения вообще запрашиваться не будут. Глава государства поручил до конца года их отменить, обеспечить цифровое подтверждение информации. Для упрощения взаимодействия населения с электронными сервисами планируется шире применять биометрию на уровне государственных услуг и в частном бизнесе.

Реализация поручения Главы государства приведет к полной цифровизации госуслуг и повышению их качества на новый уровень.

Ставший вынужденным в условиях карантина удаленный режим работы со всей очевидностью подтвердил, что проведение онлайн-заседаний, совещаний никоим образом на их эффективности не сказывается. Также дело обстоит и с приемом граждан. Сокращение количества выездных заседаний также приводит не только к экономии времени, но и транспортных, административных расходов.

При нынешнем уровне связи во время проведения конкурсов в личном присутствии кандидата необходимости нет.

В своем Послании Президент страны подчеркивает: «Мы остро нуждаемся в новых кадрах — профессиональных, со свежими взглядами и инициативами. Госслужба не должна превращаться в закрытую касту». Можно ли решить эту задачу в рамках действующего законодательства?

— Принятый в 2015 году Закон «О государственной службе Республики Казахстан» разрабатывался с учетом самого передового мирового опыта. Но в наше стремительное время и в него вносятся изменения. Совершенствуются и правила проведения конкурса на замещение государственной должности.

Среди основных изменений — сокращение количества документов, предоставляемых гражданами для участия в общем конкурсе с восьми до трех, ответственность за допуск кандидатов к собеседованию возложена на службу управления персоналом государственных органов, расширен круг лиц, имеющих право участвовать в конкурсах в качестве наблюдателей. Сегодня наблюдателем может быть любой гражданин нашей страны, достигший восемнадцатилетнего возраста.

Минимально допустимый состав конкурсной комиссии сокращен до трех человек, конкурсная комиссия имеет право применять помимо основных иные средства отбора кандидатов: защита проекта, презентации…

Ход собеседования фиксируется посредством видеозаписи, при согласии кандидата возможна онлайн-трансляция собеседования на интернет-ресурсах и в социальных сетях…

Все изменения направлены на модернизацию процедуры конкурсного отбора на государственные должности и обеспечение ее максимальной прозрачности.

Беседовала Нина МИТЧИНОВА.

Читайте также