Малиновому саду — цвесть!

Түлға- земляки

21 августа состоится областной форум «Вклад женщин в развитие села и сельского хозяйства». Пройдет он в онлайн-режиме на платформе ZOOM. На страницах нашей газеты мы подробно расскажем об этом значимом мероприятии, открывающем проведение подобных форумов по всей республике.

Сегодня мы знакомим наших читателей с одной из его участниц — нашей землячкой Кожановой Раушан Калисаттаровной.

Я не могу определить понятие «успех», не знаю, чем его измерить? Достижение целей? Возможно. Но у разных людей — они разные. Материальное благополучие? Его достичь можно, если постараться. Но разве можно считать себя успешным, если рядом есть люди нуждающиеся, не знающие, как детей прокормить.

Думаю, что успешен человек, помогающий стать успешным другим, умеющий это делать, обладающий ресурсами для этого. Их я накапливала с молодости. Окончила школу и пришла на Семипалатинский мясоконсервный комбинат. В свои 17 лет стала рабочей, за несколько лет освоила все операции, после смены бежала в институт, училась на вечернем отделении. В 23 года стала мастером, в подчинении у меня были 180 человек.

В 25 лет, получив специальность инженера-технолога молочной промышленности, работала заместителем начальника отдела внешних экономических связей. Продукцию поставляли в 37 стран. Понимаете, что перспективы карьерного роста у меня были радужные.

Но… Конец 80-х годов, развал СССР все рушится, в том числе и мой любимый завод. Что делать — не знаю. Мама была за стабильность: «Подожди, нельзя с места на место прыгать». Папа — простой рабочий, много читающий, размышляющий, говорил другое: «В любые исторические катаклизмы нужно новые веяния понять и принять. Сейчас появляется много возможностей. Не бойся нового».

Уволилась, начала работать таможенным брокером. Опыт международной торговли помог. Заполнять таможенные декларации по европейским стандартам тогда могли немногие. Стала консультировать, организовала свою фирму. Горжусь тем, что как практик, знающий проблемы изнутри, принимала участие в разработке первого Таможенного кодекса страны. Не скрываю, что столкнулась и с тем, что называют рейдерством. Стала задумываться: сфера непростая, у меня дети маленькие. А тут еще в аварию попала, пролежала полгода в постели. Спасибо мужу, он всегда меня поддерживал, тогда-особенно, встала на ноги. Решила в очередной раз жизнь изменить. Искала «тихую гавань». Хотела работать «от и до», а вечера, выходные посвящать семье. Но от себя не уйдешь.

Сокурсник пригласил на работу по моей второй специальности в свое крестьянское хозяйство: «Помоги разобраться. Не пойму, в чем дело — денег вкладываю немало, а хозяйство-убыточное. Уже и зарплату платить нечем». Сказать, что рабочие меня встретили с недоверием — ничего не сказать: «Пришла фифа городская: құнан от байтал не отличит». И так все иносказательно, тогда я в полной мере поняла, как же богат и многозначен наш казахский язык.

А я прямо сказала: «Помогите, научите. Я знаю много того, чего не знаете вы. Если через год не сумею хозяйство на ноги поставить, то извинюсь и уволюсь». Пришла на должность экономиста, через месяц стала директором. Начала, конечно, с мониторинга. На бумаге были 96 лошадей, по факту — 46. Приезжает женщина: «Лошадь выберу, хозяин — мой братишка, подарил». Каждые выходные — многочисленные родственники хозяина из города приезжают: «Мы за кумысом, всегда здесь берем». Я: «Платите». Звонит хозяин: «В чем дело?». Я могла себе позволить сказать прямо: «Первый враг своему бизнесу — ты сам. Так дело не пойдет». Понял. Через несколько месяцев все долги закрыли, люди стабильно неплохие деньги начали получать, отношение к работе изменилось. Проработала я там пять лет. Когда уходила, поголовье лошадей составляло 700 голов, приобрели 300 голов маточного поголовья КРС казахской белоголовой и 50 голов молочной симментальской породы КРС. Наладили выпуск национальных молочных продуктов. А ушла, потому что почувствовала, что здесь — это мой «потолок». Хотелось попробовать себя в чем-то ином, более масштабном.

Занялась консультированием проблемных крестьянских хозяйств, разрабатываю бизнес-планы для сельских жителей, желающих открыть свое дело. Главная задача — помочь людям не разориться, стать прибыльными. Теперь я не понаслышке знаю о том, что аграрный сектор самый трудоемкий, малопривлекателен для молодежи, очень рискованный для инвестирования…

Но все это нужно и можно изменить. И тогда государство получит «нефтяную трубу» именно в развитии аграрного сектора. Убеждена, что магистральный путь развития казахстанского сельского хозяйства — это кооперация личных подсобных и мелких крестьянских хозяйств. Самая что ни на есть простая логика и практика доказывают, что содержать ветеринара под силу как минимум десятку хозяйств, корм для скота оптом закупать дешевле, сообща технику приобрести, организовать продажу произведенной продукции проще… Все выгоды кооперации пытаюсь доказать наделе.

В Целиноградском районе, недалеко от столицы, взяла в аренду несколько десятков гектаров земли, организовала сельхозкооператив «Акбар». Точнее будет сказать — организовываю. Оформили архитектурно-планировочное задание. Приглашаем 100 желающих вступить в наш кооператив на таких условиях: 20 соток земли семья получает бесплатно, дом строит, хозяйством обзаводится — за свой счет. Условие — жить и работать на этой земле, обихаживать, делать лучше и красивее. Оплата общекооперативных нужд — символическая. Примерно так — в день один литр молока, полученный от своей коровы. Позвонили более 300 человек. И почти каждый: «Очень бы хотели, но у нас нет первоначального капитала…». Стала искать инвесторов, процесс пошел успешно, но пандемия внесла свои коррективы. Но она — не навсегда. От планов своих не отказываемся.

В этом году сын — мой главный оппонент и эксперт (он в Австрии изучает политологию) — предложил: «Ну, что земля у нас «гуляет», время сложное — пусть люди картофель посадят». 30 семей на наше предложение откликнулись, расчистили участки, сообща перепахали, вырастили картофель. Опять же условие одно — с урожая отдать по ведру. А мы его переправим нуждающимся семьям.

Там я познакомилась с нашей «первой ласточкой». Молодая женщина с двумя детьми трех и шести лет приходила на участок каждый день, посадила не только картофель, но огурцы-помидоры… Муж у нее — мастер на все руки, оба в селе выросли, работать умеют… Предложила им поселиться в первом, уже выстроенном нами доме, небольшой — 75 кв., но окна — панорамные, отопление — газовое, полы — с подогревом. Главное — хозяйственные постройки есть, хоть сейчас скот заводи. К первому сентября заселятся, поможем с оформлением документов, под залог дома будем пытаться взять кредит через Фонд поддержки сельского хозяйства.

Признаюсь, временами сомнения одолевают, столько проблем… Но муж, дети — самые близкие и хорошо знающие меня люди — внушают уверенность: «Все получится». Тогда и сил становится больше. И очертания будущего поселка становятся такими зримыми: нет высоких заборов, нет громадных вычурных коттеджей. А есть небольшие, удобные, экономичные дома с хозяйственным подворьем — родовые гнезда для многих поколений. Люди, работающие, помогающие друг другу, сообща решающие общие проблемы.

И еще — мечта моей дочери Мархабат — огромный малиновый сад.

Так что для меня — успех может быть только общим. Мы станем успешными вместе!

Записала Светлана ЗОРИНА.

Целиноградский район.

Читайте также