Нуртас АХАТ,
кандидат филологических наук,
директор Кокшетауского высшего казахского педагогического колледжа им. Ж.Мусина.
Пандемия коронавируса потрясла весь мир. Каждый день вирус вносит коррективы в восприятие реальности. И теперь мир уже не будет прежним. С давних времен человечество, привыкшее активно вмешиваться в окружающий мир, возомнило себя венцом природы. Но, кажется, отныне человек понял, что он не всесилен, и, что наступает новая, неподвластная ему эра. Издавна казах добавлял к названию любой угрозы человеческой цивилизации (землятрясение, наводнение, эпидемия, джут, бедствие, голодомор, и т.д.) слово «плохой» (жаман). Как же теперь он назовет смертельную пандемию короновирусной инфекции, которая распространилась в более чем 180 государствах мира? Коварный вирус привел в чувство человечество, показал, что не все в его власти.
Насколько сегодня точны проницательные слова Великого Абая, написанные 132 года назад:
Вся в крови голова
Приподнялся едва,
Ты угодничать снова спешишь,
Истомлен до костей,
Перед силой властей
Ты опять как всегда лебезишь
Где же совесть твоя — дай ответ.
В жизни этакой пользы нет.
Пандемия показала миру, что у людей нет доверия друг к другу и ответственности за ближнего. Она продемонстрировала определенные уязвимости всех стран, сумела поставить на колени такие сверхдержавы, как могущественная Америка, считающаяся эталоном благополучия и достатка, быстроразвивающийся Китай с его экономическим чудом. Распространение вируса продемонстрировало, что люди зависимы друг от друга. Поэтому сегодня человечество должно вернуться к таким понятиям, как дух, честь, сознание, и, главное, вера. Бытует мнение, что пандемия — это спланированный мировой заговор богатейших людей мира, возглавляющих современный список Форбс (Билл Гейтс, Илон Маcк, Уоррен Баффет, Дэвид Кох, Бернор Арно и др.). Ими разыгрывается весь этот спектакль в связи с увеличением численности населения. Якобы на планете количество населения выросло до 7,5 млрд человек и она уже не в состоянии их прокормить. Предлагаемые ими теории о том, как справиться с демографической проблемой земли не основываются на гуманистических принципах. Наступление эры искусственного интеллекта, логистика нанотехнологий и цифровизация цивилизации стали вызывать у людей недоверие и обеспокоенность. Это привело к мнению, что дальнейшее развитие искусственного интеллекта связано с множеством потенциальных рисков. Доказательством отсутствия доверия является и то, что все больше стран выражает недовольство деятельностью Всемирной организации здравоохранения и отказывается от ее финансирования.
С каждым днем становится все яснее, что жизнь не вернется в прежнее привычное русло. В этой небывалой новой реальности мы станем свидетелями формирования непривычного миропорядка, которое подразумевает введение мер социального дистанцирования. В этой связи новое поколение по своим идеалам, жизненным ориентирам и перспективам развития будет в значительной степени отличаться от предшествующих, поэтому так важно не потерять веру, и для этого нам всем необходимо еще раз вернуться к великой философии Абая.
Результативность человеческой деятельности зависит от способностей человека. Система способностей — это совокупность данных, собранных в процессе формирования личности. Если у человека хорошо развиты организационные, когнитивные, коммуникативные и интеллектуальные способности, то в будущем такой человек способен принести своему обществу много полезного и хорошего. Способности человека, данные ему с рождения, безграничны. Они в разной степени в нем проявляются и зачастую зависят от внутреннего духа и сознания человека. Стабильное развитие любого общества во многом определяется степенью твердости веры. Тема об отсутствии веры в душе казаха в поэзии Хакима Абая «Нет искры в груди, ни веры в душе» (Көкіректе сәуле, көңілде сенім жоқ) несет более широкий смысл. «Душа» — психологическое понятие, выражающее внутреннее чувство человека. Это своеобразный барометр духовного миропонимания социума. Другими словами, вера является показателем степени развития всех структурообразующих категорий чести. Если вера крепка, значит сильны дух и сознание. Выражение «быть уверенным» означает позитивный взгляд человека на самого себя, на окружающую его среду, на свою деятельность, подразумевает показатель прагматичного эталона субъекта.
Для того, чтобы вера была полноценной, необходимы такие понятия как ум, истина, интеллект. Гениальный Хаким Абай писал: «Казах ведь тоже дитя человеческое. Многие из них сходят с пути истинного не от недостатка разума, а от того, что не имеют в сердце мужества и стойкости, чтобы принять советы умного и следовать им. Многим из тех, кто уверяет, будто совершил зло по незнанию, я не верю. Есть у них знания, но постыдное безволие и лень заставляют их пренебрегать этими знаниями. Отступившись раз, редко кто находит в себе силы для исправления». Слова мыслителя о стойкости — это совокупность нравственности, характера, духовного мировоззрения социума. Нет мужества — нет веры. От стойкости веры зависит ум, истина, интеллект. Отсутствие стойкости веры в человеке порождает дисгармонию этих трех категорий; ум, истина, интеллект. Ученый-философ Азиз Салиев дает следующее определение истине: «Истина — это любая точная, или по необходимости переданная правда, или же особая правда для разоблачения какой-то ложной информации». Нельзя отождествлять истину с правдой. Истина — это объективное, а правда — субъективное понятие. Первое понятие «истина» несет в себе более широкий смысл. Казахи часто используют такие сочетания — «истина восторжествует» (ақиқат жеңеді), «нельзя обойти истину» (ақиқатты айналып етуге болмайды), «истина одна» (ақиқат жалғыз). Значит, если есть твердая вера, то есть истина в человеке. Пять пороков человека, показанных великим Абаем — сплетни, ложь, бахвальство, лень, мотовство появились в нем из-за отсутствия стойкости веры. К великому сожалению, эти пороки, как прилипшая зараза, настолько въелись в характер современного социума, что он до сих пор не может от них избавиться. Нерешительный, беспомощный, без веры в душе человек не живет, а прозябает. Он, попав однажды в страну лжи, не может найти выхода оттуда, не может вернуть себе веру. Такова природа состояния человека, которая была такой раньше, и сейчас такова, и такой будет в будущем. Гениальный Абай в своем Сороковом слове сокрушается над недостатками соплеменников: «Почему казахи не слушают праведные слова, не находят для этого времени, но будут охотно внимать сплетням и грязным наветам и не уйдут, не выслушав их до конца, хоть все дела их пойдут прахом?» На сегодняшний день понятие истины в вере не приносит нашей нации чести. Не изменился казах и в XXI веке, не избавился от этих пороков. Не стремится он жить соответственно истине. Когда-то Бауржан Момышулы говорил: «Казах от неумения говорить правду избегает правды, «рассовывая» всюду прикрытую ложь». Там, где нет истины, где нет веры и чести, лгут все: и стар и млад.
Ум — качество, присущее каждому человеку. Благодаря уму человек живет, находит свое место в обществе. Ум — это отражение мыслительных способностей человека, главная категория в понятии «честь человека». Известное выражение Хакима Абая «Что делать, раз бог не дал ума?» казах использует, когда пытается оправдаться или избавиться от своих пороков. По-мнению Хакима Абая, ум — это категория, приобретаемая человеческим трудом (кәсіби), то есть, не непроизвольный инстинкт (жибили). Во-первых, ум формируется в процессе воспитания человека родителями, семьей, окружающей средой, обществом. Во-вторых, формируется в процессе воспитания своей веры.
У Абая ум «светлый». Такое определение ума поэтом дополняется понятиями «открытость, внутренняя свобода, кристальная чистота». Для того, чтобы иметь «светлый» ум, человек должен совершенствоваться и многому учиться. Известна история, написанная Абаем, где он рассудил между собой силу, ум и сердце, и подчинил силу и ум сердцу. Выходит умный человек тот, кто имеет сердце. Ум и сердце дополняются духовным миром. Прислушиваемся ли мы к поучительным назиданиям великого Абая, который, как никто, сумел раскрыть нам духовное мировоззрение казаха? Научились ли мы чему-нибудь?
Бұл елде түк ақыл жоқ жарасарлық
Рахым қып бір-біріне қарасарлық
Өз Абайын ездері ұнатпайды,
Шын надан осылар ғой біз қашарлық.
В этом обращении к молодежи Шакарима Кудайбердиева, одного из лучших знатоков Хакима Абая, говорится о том, что не осталось среди казахов тех, кто прислушался бы к мудрым словам Абая. Сегодняшняя современная молодежь должна осмыслить мудрость великих и глубоко задуматься. Казах не глуп, наоборот, он мастер раздавать умные советы другим. Но после такой «раздачи» из души уходит вера. Вероятно, в этом находится разгадка абаевского «недостатка разума» казаха.
Сегодняшнее общество очень хрупкое и очень чувствительное. Открытое общество предполагает интенсивное смешивание и синтез мировой культуры, и оно заставляет нас делать выбор. Но если у нашего казаха не будет сильной веры, от природы доверчивый наш народ, который как губка впитывает инородное чужое искусство, может завтра легко лишиться многих своих духовных ценностей.
Следующая категория, дополняющая понятие веры — интеллект. Человек — критик своей жизни. Есть понятия, которые появляются по необходимости. К ним мы относим знание, воспитание, примеры для подражания, мораль. Человеческие способности не безграничны, невозможно воспринимать бесконечный поток информации и знаний. И поэтому человек должен умело синтезировать отобранный материал. Вот здесь появляется необходимость в интеллектуальных способностях.
Интеллект — разум, способность мыслить, проницательность, совокупность тех умственных функций, которые превращают восприятие в знания или критически пересматривают и анализируют уже имеющиеся знания. По утверждению А.Салиева, он (интеллект) является высшим уровнем мышления, занимающегося гносеологией и логикой.
Дружба — это обязанности друг перед другом.
Будь справедлив к своему врагу.
Поспешность — это путь к разочарованию.
Подумай, прежде чем примешь решение.
Я думаю, что эти строки Хакима Абая очень близки к сущности интеллекта.
Основная функция интеллекта — оценка любой деятельности, внимание к собственным действиям. Вера без интеллекта будет неполноценной. Человеческий мозг не поверит воспринимаемому потоку информации, пока не получит осознанный результат от этого восприятия.
Кризис доверия между людьми в современном обществе обусловлен нестабильностью волевых усилий. В своем двадцать четвертом Слове великий Абай пишет: «Говорят, нынче на земле живет более двух миллиардов человек. Из них нас, казахов, более двух миллионов.
Казахи не сходны ни с одним другим народом в своем стремлении к богатству, в поисках знаний, постижении искусства, в проявлении чувства доброжелательности, силы, хвастовства или враждебности.
Мы враждуем, разоряем друг друга, следим друг за другом, не давая ближнему своему и глазом моргнуть. Есть на свете города с численностью жителей более трех миллионов. Есть на свете люди, которые трижды обошли шар земной. Неужели нам так и жить, подстерегая друг друга, оставаясь ничтожнейшими из всех народов на земле?» Этот риторический вопрос Хакима Абая является одним из самых актуальных и сложных проблем для современного казахского общества. Если в действительности осуществится мировой заговор богатейших людей мира, то кто поручится, что первыми жертвами не станут самые слабые, незащищенные, разобщенные страны. Современные реалии показывают, что большая опасность грозит народам с несовершенным инстинктом самосохранения, с нереализованным национальным кодом, не имеющих далеко идущих стратегий развития. На этом пути казахскому народу важно понять, что приближается время, когда нужно доказывать свою состоятельность и несокрушимость веры в свои силы.
Музей Абая в Семее.
Музейная экспозиция.