По принципу «одного окна»…

ШКОЛА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

Напомним, 25 июня текущего года Главой государства были подписаны изменения и дополнения в Закон РК «О защите прав потребителей».

В №30 «АП» от 14.03.2020г. мы рассмотрели вопрос введения трехступенчатой системы рассмотрения жалоб потребителей, где приоритетом является восстановление нарушенных прав и возмещение убытков. Для дополнительной помощи решения проблем потребителей, согласно Закону РК «О защите прав потребителей» появится Единая информационная система приема жалоб в сфере защиты прав потребителей по принципу «одного окна» (данная норма закона вводится в действие с 2021 года).

Создание Единой информационной системы приема жалоб в сфере защиты прав потребителей (далее по тексту — ЕИС) позволит сконцентрировать все меры защиты прав потребителей в одном месте, упростить и удешевить процедуру подготовки жалобы и направления ее в компетентные органы, а также оцифровать все обращения и результаты их рассмотрения.

В ЕИС потребитель будет иметь возможность подать жалобу самыми разными способами, в том числе и через мобильное приложение. Для удобства потребителя в ЕИС будет размещен ряд типовых форм жалоб в зависимости от предмета спора.

Также потребитель сможет при необходимости выбрать из прилагаемого в ЕИС перечня своего представителя из действующих институтов досудебного регулирования, либо направить жалобу непосредственно в уполномоченный орган.

При этом в ЕИС будет указан перечень всех государственных органов и сферы их регулирования, благодаря чему потребитель сразу узнает куда направлять жалобу.

В случае направления жалобы субъекту института досудебного регулирования, основным предметом рассмотрения претензий станет восстановление нарушенных прав и возмещение ущерба. При полном удовлетворении требований потребителя недобросовестный предприниматель может быть освобожден от административной ответственности.

В случае направления жалобы в государственный орган, основным предметом рассмотрения претензии станет привлечение предпринимателя к административной ответственности. При этом при подтверждении фактов нарушения требований законодательства и привлечения недобросовестного продавца к ответственности потребителю будет предложено обратиться в институт досудебного регулирования для возмещения материального ущерба.

Думаю, что возможности ЕИС заинтересуют предпринимателей с целью самостоятельного разрешения споров с потребителями, в том числе в досудебном порядке.

Также предполагается, что доступ к системе будет предоставляться и продавцам (исполнителям, изготовителям), что позволит потребителям напрямую направлять жалобу продавцу (исполнителю, изготовителю) товара (работы, услуги).

Регистрацию в ЕИС для предпринимателей предлагается сделать добровольной, что даст им возможность отвечать потребителям на жалобы, претензии и отзывы. Такой диалог потребителя и предпринимателя позволит производителям проводить маркетинговые исследования в целях повышения качества товаров (работ, услуг).

Результаты рассмотрения жалоб будут возвращаться в ЕИС для формирования статистики и аналитики.

Анализ жалоб в сфере защиты прав потребителей будет ежегодно выноситься на рассмотрение Межведомственного совета по защите прав потребителей.

О целесообразности и актуальности создания Межведомственного совета по защите прав потребителей мы поговорим с вами на следующих «уроках» «Школы потребителей» на страницах «АП».

Светлана ЗАНЕГИНА,
руководитель департамента по защите прав потребителей Акмолинской области.

Читайте также