ПАМЯТЬ
К числу виднейших деятелей высшего образования нашего региона, несомненно, относится Марс Галиевич Субханкулов. Несколько поколений студентов Кокчетавского пединститута им. Ш. Уалиханова, а позднее Кокшетауского университета, были влюблены в этого преподавателя. И вот печальная новость: остановилось сердце этого уникального человека, совмещавшего в себе нестандартность и рационализм, неприятие устоявшихся рамок и гуманное отношение к ближним, энциклопедические знания по психологии и увлеченность творчеством в самых разных областях, внешнюю субтильность и физическую выносливость.
При всей своей особенности и непохожести на других Марс Галиевич был одним из ярких воплощений поколения «шестидесятников», которое застало и военное лихолетье, и хрущевскую оттепель, и триумфальный гагаринский взлет, и «перестройку», и развал страны. Как многие представители его поколения, он приехал в 1964 году в степи Казахстана на «поднятие целины», в данном случае «культурной целины». После окончания в Казанском университете отделения русского языка, логики и психологии молодой педагог успел поработать инспектором одного из районных отделов образования в Поволжье, но, приняв предложение проректора недавно открывшегося целинного вуза А. М. Марьина, приехал в Кокчетав и через год стал заведовать кафедрой.
Как говорится, «судите о них по деянием их». Несмотря на внешнюю видимость человека не вполне организованного, Марс Галиевич на посту заведующего кафедрой проявил себя блестящим организатором. А годы его заведования, с 1965 по 1976-ой, стали поистине «золотым веком кафедры». На долю молодого заведующего выпали: и кадровая работа, и освоение новых дисциплин, и повышение роли кафедры как научно-образовательного коллектива в педагогическом сообществе города и области. Им на кафедру приглашены были выпускники ведущих вузов страны: из Иркутска, Казани, Москвы, Ростова, Ташкента, включая тех, кто уже приехал на целину и работал в школах города и области.
В 1968 году при кафедре открывается исследовательская лаборатория психологии, быстро ставшая одной из ведущих в республике по технической оснащенности и научным результатам. В стране разворачивалась научно-техническая революция, поэтому лаборатория занималась не только педагогической психологией, но и психологией инженерной. Исследовались вопросы совместимости машины и человека. Удивляет, как в условиях строгой бюджетной регламентации того времени заведующему кафедрой и лабораторией Субханкулову удалось «выбить» кроме ставок лаборантов еще 4 ставки инженерных работников, у которых были поистине золотые руки: они создавали уникальные по тем временам установки и тренажеры. Ими созданы полноценные экспериментальные кабины — мечта многих исследователей психологии и сегодня. А ведь в те времена интернета не было, и именно заведующий подсказывал инженерам лаборатории, как и какое оборудование делать. В эти же годы организуется сотрудничество с ведущими психологическими школами большой тогда страны. На базе лаборатории проходят конференции и съезды молодых психологов из Москвы, Киева, Казани, Алма-Аты и других городов нашей республики.
В 70-е годы кафедра активно сотрудничала с крупными учеными СССР: П.С. Гуревичем, Е. А. Климовым, В. С. Мерлиным, М. М. Мукановым и многими другими.
В эти годы заведующим делалась ставка на подготовку «местных кадров», поэтому в штате лаборатории появились стажеры-исследователи из числа собственных выпускников. Они занимались массовыми обследованиями студентов и вели собственные проекты. Автор этих строк, будучи студентом, несколько раз участвовал в подобных экспериментах, стараясь удержать равновесие на установке «байдарка», или, работая вслепую на установке «токарный станок», выполняя команды «ведущего». Конечно, массовое участие студентов в подобной экспериментальной деятельности лучше всяких лекций агитировало за активное освоение психологии.
На эти же годы приходится и мощное профессиональное становление членов кафедры: окончив аспирантуру в вузах и НИИ Москвы, Ленинграда, Алма-Аты, защищаются почти все члены кафедры. По остепе-ненности это была одна из первых кафедр не только республики, но и Союза.
В этом тоже большая заслуга заведующего, которая заключалась не только в моральной и интеллектуальной поддержке. Аспирантура в те годы была исключительно целевая и добиться квот в Министерстве было тоже нелегко, но заведующему известной в республике лаборатории всегда шли навстречу.
Новаторский дух заведующего проявился и в преподавании. Это сейчас никого не удивляют электронные доски, использование интернета на занятиях, а в те годы киноустановки в вузах были наперечет. Коньком Субханкулова была ставка на новые методы: проблемное обучение, использование кино и ТСО, практикоориентированные занятия. Он отслеживал новинки учебного и документального кино. На его занятиях студенты смотрели и обсуждали фильмы об одаренных детях, о В.А. Сухомлинском, о семье Никитиных, фильмы по психологии B.C. Мухиной. А ведь это само собой не происходило: нужно было оборудовать специальную аудиторию, согласовать расписание, договориться с кинопрокатом, закупить оборудование.
Многое делалось при Субханкулове впервые: педагогическая практика, вожатский инструктивный лагерь, написание дипломных работ. По просьбе территориальных органов МВД кафедра осуществляла психологическую экспертизу поведения несовершеннолетних правонарушителей, занималась по просьбе учителей города консультацией родителей, оказывала психологическую помощь студентам.
Интерес к психологической практике и социальной психологии вылился в освоение групповых психологических тренингов. В содружестве с художником К. Ганиным ему удалось создать уникальную разновидность тренинга. В его процессе художник рисовал психологические портреты участников, а затем вокруг них с помощью группы и ведущего строилась работа по самопознанию и самопринятию человеком себя.
Передав заведование кафедрой, Марс Галиевич начинает заниматься своей докторской диссертацией. Им была подготовлена интересная монография. Но ветер перемен, а затем развал большой страны и экономический кризис не позволили завершить начатое.
Многие помнят Марса Галиевича по его нестандартным лекциям в институте усовершенствования. Слушателей подкупала его демократичность, умение просто рассказать о сложном, собственная позиция лектора, его необычный вербально-эмоционально-жестовый язык.
Достигнув пенсионного возраста, Марс Галиевич продолжал работать в частном вузе, а кроме этого организовывал семинары и тренинги. Его имя было широко известно за пределами региона и республики. Последним его зарубежным турне было проведение группового тренинга летом 2019 года в Одессе на берегу Черного моря.
Конечно, годы потихоньку брали свое, но он выглядел подтянутым и моложавым, потому что занимался физкультурой, йогой и практически до самого последнего мог сидеть в «позе лотоса». Не все знают, что Марс Галиевич был мастером спорта по акробатике, но, когда оказался перед выбором: большой спорт (участие в сборной страны ) или научная стезя, без колебаний избрал науку и образование.
У него было много самых разнообразных увлечений. Он был настоящим фотомастером. Фотографии из серий фотоэтюдов: «Капли», «Мороз рисует на окне», «Рассвет» и многие другие в виде эстампов в рамочках он раздаривал знакомым. Сосредотачивая внимание на каплях, оттенках зари и других «мелочах жизни», он старался найти в них какую-то глубину и неслучайность, словно пытался понять всеобщую психологию жизни, психологию мироустройства. Этому же несколько лет назад была посвящена и выставка его живописных работ «Энергетические пятна» в областной библиотеке.
Он с юности сочинял стихи, иногда читая их коллегам и знакомым. Стихи тоже были особенные: и по философской глубине, и по организации текста. Остается сожалеть, что он нигде их не публиковал. Это тоже характеризует его. Он старался избегать всякого официоза и «надувания щек», считал стихи не художественными произведениями, а способом концентрированного выражения своих мыслей.
Очень жаль, что теперь не встретишь этого улыбчивого человека с мальчишеской походкой. Он не хлопнет знакомых по плечу, и не бросит на прощание с особой субханкуловской интонацией: «Ну, Хоп…Ладушки!» или: «Азербайджан!». Не посоветует кого-то прочитать, добавив при этом: «Он, ты знаешь, «собака», хорошо написал. Цепляет, «собака»…».
Вот такая нестандартная, яркая личность стояла у истоков высшего психолого-педагогического образования в нашем регионе.
Педагог продолжает жить в учениках. Несколько тысяч его учеников, десятки коллег и все, кто с ним в жизни пересекался, всегда будут помнить этого светлого и непохожего на других человека с независимым мерилом отношений, с собственным позитивным взглядом на мир, который он глубоко изучал не по книгам, а вглядываясь в его детали с помощью собственного творчества: научного, художественного или коммуникативного.
А если будут помнить, значит, зерна добра, посеянные Педагогом Субханкуловым, взойдут и сделают жизнь чище и совершеннее.
Борис КРАМАРЕНКО,
доцент кафедры «Социальной и возрастной педагогики КУ им. Ш Уалиханова.