«Болашақ» для педагога

Выпускников международной образовательной стипендии Первого Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева «Болашақ» все мы нередко видим по телевизору. В их числе — министры, топ-менеджеры крупных компаний, депутаты. Однако мало кто знает, что «болашакеров» немало и среди обычных людей, таких же, как мы с вами. «Когда я вернулась, рассказывала всем: это реальность, участвовать может каждый!» — говорит учитель математики «Назарбаев Интеллектуальной школы» г. Кокшетау Гулим Аяшева. В рамках программы «Болашақ» она проходила обучение в Финляндии и прожила в этой европейской стране девять месяцев.

Международная образовательная стипендия «Болашақ» была запущена Первым Президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым на заре Независимости, в 1993 году, чтобы дать шанс талантливым молодым людям получить образование за рубежом и работать на благо родной страны. Участниками этой программы за время ее существования стали десятки казахстанцев, обучившихся по программам бакалавриата, магистратуры и прошедшие рабочие стажировки за рубежом. Гулим Аяшева, как и другие учителя из нашей страны, в 2013 году участвовала в программе стажировки. В рамках программы «Болашақ» вместе с ней Финляндию посетили более десятка педагогов из общеобразовательных школ, НИШ из разных регионов, а также колледжей страны.

Сама Гулим Аяшева — из учительской семьи, ее мама, тетя и двоюродная сестра — учителя математики. Родом она из села Кокалажар Северо-Казахстанской области, училась в сельской школе. Затем поступила по государственному гранту в Кокшетауский госуниверситет им. Ш.Уалиханова на специальность учителя математики, вуз окончила с отличием. Три года проработала в Академии «Кокше», а затем в 2010 году по совету однокурсников решила попробовать свои силы и пройти конкурсный отбор в «Назарбаев Интеллектуальную школу физико-математического направления» г. Кокшетау. Все получилось. Сейчас Гулим Аяшева преподает математику в старших классах, занимается подготовкой детей к международным экзаменам, и высокие результаты, которые показывают на них выпускники, — во многом ее заслуга. Впрочем, сама она уверена: работа учителей — командная. На протяжении школьных лет с детьми занимаются разные педагоги, и каждый старается дать ребятам хорошие знания, привить им ответственность и любовь к предмету. А потому успехи выпускников — общая заслуга всех педагогов.

— О возможности стажироваться по программе «Болашақ» я узнала из электронной рассылки. Мне предложили поучаствовать, и начался процесс подготовки, — рассказывает Гулим. — Мы сдавали экзамен на знание казахского языка, проходили психологическое тестирование, затем собеседование в Министерстве образования и науки РК. Конечно, все это было волнительно, но я прошла отбор, собрала документы и отправилась в Финляндию.

По рассказам Гулим, по приезду в Европу ее и коллег ждал небольшой культурный шок: все-таки другой континент, другой язык, менталитет. Первые шесть месяцев казахстанцы усиленно изучали английский язык, а затем еще три месяца проходили курсы и тренинги по методике преподавания, ездили на экскурсии по школам и колледжам Финляндии. Те, у кого был хороший уровень знания английского языка, даже вели занятия у местных студентов, с интересом отмечая для себя особенности образовательной системы. Принимающей стороной для них стал Университет прикладных наук г. Хямеэнлинна (Hameenlinna).

— В Финляндии начальная школа, средняя и старшая — разделены. Начальные школы расположены в красивых, ярких зданиях, у учеников там полная свобода самовыражения, на уроках царит творческая атмосфера. На протяжении всей учебы акцент делается на самообучение, и ученик сам целиком несет ответственность за свои оценки. Это формирует самостоятельность с раннего возраста, учит детей принимать решения и работать над собой. Старшая школа в Финляндии — это то же самое, что у нас — старшие классы. Но у них в старшей школе, как правило, учатся только те дети, которые планируют в дальнейшем получать академическое образование и заниматься наукой. Те, кто не хочет, отправляются в колледжи.

Кстати, учиться в колледжах в Европе — очень престижно. Гулим рассказывает, что преподаватели из Казахстана, которые работают в организациях ТиПО, были удивлены высоким уровнем оснащения финских колледжей и высоким статусом их студентов и преподавателей. Рабочие профессии в Финляндии пользуются большим уважением в обществе и хорошо оплачиваются, а конкурсы профессионального мастерства становятся крупными событиями на уровне страны. Во всех школах работают профориентаторы, которые помогают детям определиться с выбором будущей профессии в соответствии с характером и склонностями. Это интересная практика.

— Как учитель, я обращала внимание на работу педагогов. Мы отмечали для себя, что там очень много методических  материалов  в  помощь учителю, особенно начинающему. Преподавать там могут и практики — к примеру, инженеры, которые окончили специальные курсы. Еще интересно, что учителя могут преподавать сразу несколько предметов — например, математику, физику и химию. В Финляндии в целом достаточно высокий уровень образования. Однако дети из этой страны редко появляются на разных международных олимпиадах и конкурсах. Когда мы спрашивали финских коллег, почему так, они отвечали: «Ну и что? Дети учатся, они должны быть здоровы и счастливы…». Действительно, там дети к окончанию средней школы уже точно знают, кем станут, и чувствуют себя спокойно и уверенно.

— Безусловно, эта стажировка была для меня большим событием и принесла мне хороший опыт, — продолжает Гулим. — Могу сказать, что «Болашақ» предоставляет прекрасную возможность каждому, кто мечтает учиться за границей. Стипендии, которую выдает государство, хватает на оплату проживания, питания и учебы. А по возвращении с новыми знаниями перед тобой открываются новые интересные возможности и перспективы. Участвовать в программе можно дважды. И если до этой поездки я думала, что попасть в число ее участников очень трудно, то сейчас знаю, что это совсем не так.

Международная стипендия «Болашақ» доступна всем казахстанцам и успешно работает уже много лет. Это доказывает, насколько важной и необходимой была инициатива ее открытия, исходившая от Первого Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева в первые годы независимости страны. «Болашақ» и сегодня, спустя уже 27 лет, дает возможность казахстанцам получить хорошее образование, расширить кругозор, познакомиться с жизнью в других странах и стать успешными. Кстати, Гулим Аяшева уже вне «Болашақ» побывала на краткосрочной стажировке в Великобритании, не раз проходила уровневые курсы в родной стране. И уверена: учитель должен обновлять свои знания постоянно. Только так можно быть успешной в этой профессии.

Владислава КОКОРИНА.

Читайте также