Его учение нетленно

Международная онлайн-конференция: «Аль-Фараби:диалог времен», посвященная 1150-летию Абу Насра ибн аль-Фараби, организованная КГУ им. Ш. Уалиханова, прошла в дистанционном формате, в режиме online посредством web-платформы ZOOM. В конференции участвовали: научные работники, преподаватели высшей школы, докторанты и магистранты.

— Абу Наср аль-Фараби — величина   мирового   масштаба. Крупнейшие историки культуры и науки отмечали величие и уникальность фигуры аль-Фараби, — отметил в приветственном слове ректор КГУ им. Ш. Уалиханова Марат Сырлыбаев. — Гордостью для нас является осознание того факта, что великий мыслитель-потомок казахской земли.

Огромен вклад «второго учителя», а именно так называют аль-Фараби, в мир таких наук, как философия, логика, метафизика и естествознание. Аль-Фараби является мыслителем, обладавшим высочайшим и совершенным интеллектом, который он, посредством своих произведений, даровал человечеству. Несмотря на разрыв поколений в более чем тысячелетие, его идеи не теряют своей востребованности в мировой науке и сегодня. Такие сочинения мудреца, как «Трактат о взглядах жителей добродетельного города», «Книга о достижении счастья», «Книга изучения общества», «О добродетельных нравах» по сей день являют собой выдающиеся произведения по теории общественного устройства. Идеи философа не теряют актуальности и в век высоких технологий.

Доклад доктора филологических наук, профессора кафедры востоковедения ЕНУ имени Л.Н. Гумилева Самал Тулеубаевой посвящен языковой концепции в философской разработке аль-Фараби. Представляем вашему вниманию основные его тезисы.

Одним из мало изученных вопросов являются воззрения Абу Насра по теории и философии языка. Аль-Фараби еще в средневековье высказал идеи, которые были научно разработаны в лингвистике в XVIII-XX вв.

Одним из первых философов на Востоке он обратил внимание на важность языка в процессе мышления как хранителя исторического сознания и философского опыта народа, орудия создания, развития, хранения и передачи культуры.

В своем знаменитом трактате «Китабихса аль-улум» («Книга классификации наук») аль-Фараби при делении наук на пять разрядов выносит на первое место науку о языке, в которой он, в свою очередь, выделяет семь разделов. Неординарность аль-Фараби проявляется в его особом отношении к вопросам языка в целом и, в частности, к арабскому, в разработку научного терминологического аппарата которого он внес неоценимый вклад. Несмотря на то обстоятельство, что проблемы грамматики, логики и философии очень тесно переплетаются в средневековой арабо-мусульманской науке, аль-Фараби считается одним из первых философов, который обратил внимание на неразрывную связь между развитием наук и языком как средством выражения научных достижений и всего происходящего в обществе.

Известно, что аль-Фараби в разработке логики многое почерпнул из арабской грамматики. Таким образом, еще в средние века он выдвинул идею, которую развили последующие поколения ученых, о том, что грамматика ведет за собой мысль и развивает ее. Интерес аль-Фараби к языку вообще определяется тем, что ученый рассматривает язык как реальное выражение мысли.

Абу Наср в процессе обучения своих учеников логике ставил в качестве условия совершенное знание арабского языка, умение оперировать им, владеть его тонкостями, так как полагал, что владение языком и его грамматикой является основным требованием при изучении логики. Аль-Фараби в духе исламского универсализма вносит существенный вклад в развитие лингвистической мысли на арабском Востоке. Этому способствует и то обстоятельство, что ученый глубоко изучает греческое наследие, которое было тесно связано с осмыслением философии языка.

Аль-Фараби проводит тесную связь между языком и средой обитания его носителей, когда оговаривает, что «звуки, причем определенные, возникают у членов коллектива людей, которые проживают в определенном месте, имеют определенный внешний облик, настроения. И поэтому их души открыты знаниям, представлениям и воображениям в ограниченных качественно и количественно размерах».

Именно эти факторы определяют тип того или иного языка, степень его использования в соответствии с уровнем развития конкретного человеческого сообщества и его потребностей. Так возникают определенные знаки, звуки и выкрики для обозначения конкретных осязаемых и видимых предметов и явлений, после чего наступает этап абстракции. Аль-Фараби неоднократно указывает в своих трудах на социальную природу человека. Так, в трактате «Гражданская политика» он заявляет, что одна нация отличается от другой в двух заданных природой вещах: по внешнему облику и качествам. Третье же, что их отличает,-язык.

Также аль-Фараби выделяет у человека эту особую врожденную способность, отличающуюся достаточной степенью гибкости и соответствующими возможностями для развития примитивных звуков до уровня звучной и богатой речи. В «Книге букв» и «Большой книге музыки» философ весьма подробно описывает органы, участвующие в речеобразовательном процессе. Данные сведения заслуживают особого внимания, если учесть, что в эпоху аль-Фараби не существовало точной аппаратуры для определения физиологии речевого процесса.

Аль-Фараби связывает появление речи с возникновением у человека желания выйти на контакт с другим индивидом своего коллектива, поделиться с ним своими мыслями, то есть речь идет о коммуникативной функции языка как средства общения.

Аль-Фараби констатирует, что на определенном этапе своего развития человек испытывает потребность в передаче своих мыслей другому человеку. Именно это желание довести до сведения другого какое-либо свое намерение подталкивает его вступить в контакт с последним. Также важно наблюдение ученого касательно того, что в этом процессе необходимо присутствие говорящего и слушающего и установление договора между ними. Итак, мысль, выступая первичной по отношению к речи и языку, нуждается во внешнем выражении. Сначала в качестве такого средства выступают знаки (жесты), которые в состоянии воспринимать адресат. Затем их сменяют звуки (голос), среди которых первыми возникают звуки обращения к тому лицу, с которым имеется намерение установить контакт.

Первой появляется человеческая речь, и лишь затем — язык. В современной науке до сих пор актуальными остаются вопросы: как, когда и в каких условиях возникла человеческая речь, каковы механизмы ее первоначального образования, как человек «научается речевой деятельности, в которой он приобретает знание языка как формы, владение которой дает ему возможность выражать и понимать многообразное содержание». Аль-Фараби, будучи философом, останавливается на наиболее важных составляющих рассматриваемой проблемы.

Глубина рассмотрения аль-Фара-би проблем языка заключается в том, что он, не будучи лингвистом, выдвинул, наряду с воззрениями по традиционным вопросам языка, ряд ценных идей касательно философии языка, предложения по обновлению терминов и их переводу, дал логические определения грамматических понятий и обобщил все это на примере грамматических и философских терминов. Аль-Фараби, опережая на многие века развитие лингвистической мысли, одним из первых среди средневековых мыслителей Востока обращает внимание на важность и роль языка в процессе мышления, в философии и логике. В его трактатах имеются свидетельства признания ценности языка. Более того, ученый рассматривает его как часть предмета философии. При этом он подходил к рассмотрению проблемы как философ, способный воедино собрать и проанализировать различные аспекты явления — исторические, географические, социальные, научные и собственно лингвистические. Именно философский подход позволил аль-Фараби постичь основную структуру и деление языка на различные уровни, так как он рассматривал язык в тесной связи с логикой, человеческим умом и мышлением, с тем, чтобы показать его самое высшее проявление — превращение в язык философии.

Подготовила Ирина БАУДИНОВА.

Читайте также