— Помогите на лето детей определить, чтобы присмотр за ними был, а я в это время заработаю денег в школу их собрать, уголь, дрова на зиму купить, — с такой просьбой отец троих детей, воспитывающий их в одиночку (у мамы другой брак, этими детьми она не интересуется) обратился в группу оперативного реагирования Целиноградского района.
Одна из ее членов — методист районного отдела образования Айткуль Кабыкенова рассказывает: «Сразу же выехали в село Рахымжана Кошкарбаева, где живет эта семья. Отец характеризуется положительно, в отопительный сезон работает кочегаром, весной-летом — в крестьянских хозяйствах с утра до позднего вечера. В их однокомнатной квартире -чистота, порядок, продукты есть. Дети к отцу очень привязаны». Определили детей в Центр поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации в Сандыктауском районе, там они проведут все каникулы, и в дальнейшем эту семью без внимания и помощи не оставят.
Пятнадцатилетняя девочка жила у дяди в ауле Акмол. Девятый класс окончила, как ни уговаривали остаться, уехала к маме все в то же село Рахымжана Кошкарбаева. Мамы дома не оказалось, девочка ночевала одна в доме, где даже электричество не было проведено. Тревогу забил дядя. Выехали члены группы, вновь привезли девочку в Акмол. Хотели и ее на время поместить в тот же сан-дыктауский центр. Появилась мама: «Не отдам. Все у нас будет хорошо, только помогите с работой». О том же и девочка просила. Психолог разговаривала с обеими, акимат помог и с работой, и электроэнергию в дом провести. Самое главное, что оперативная группа помогла с оформлением документов на принадлежащий маме на законных основаниях добротный дом и немалый земельный участок, на который другие родственники претендовали. От них, собственно, мама и убегала. Теперь бояться нечего. В сентябре дочь начнет учиться в колледже. И она, и мама знают, что они не одиноки, есть к кому обратиться за помощью.
И это только два примера из ежедневной работы одной из 200 групп оперативного реагирования, созданных в нашей области по инициативе регионального филиала партии «Nur Otan» в соответствии с Дорожной картой партийного проекта «Бақытты отбасы».
— Конечно, мы и раньше занимались проблемными семьями, — говорит заместитель начальника МПС по Кокшетау Асхат Кенжетаев. — И не только мы, но и органы социальной защиты, образования… Но координация наших действий не всегда была оперативной и четкой. Теперь мы работаем вместе и слаженно.
В группы оперативного реагирования включены не только специалисты органов занятости и социальной защиты, образования, департамента полиции, но и здравоохранения, КСК, социально ориентированные коммерческие и некоммерческие организации, гражданские активисты, НПО…
Асхат Болатович отмечает своевременность создания таких групп оперативного реагирования: «В период карантинных ограничений, когда многие остались без работы, большую часть времени вынужденно проводили в четырех стенах, количество обращений по поводу семейных дебоширов возросло значительно».
Согласен с ним и его коллега из Ерейментауского района, старший инспектор ювенальной полиции Медет Керейбаев: «Многие во время вынужденного домашнего заточения спиртного употребляли больше. Звонят женщины: «Помогите». Приходим, дебошира успокоим, заявление женщина, как правило, писать отказывается. Но защитных предписаний за два месяца вынесли около 50. Это больше, чем обычно». По его меткому определению, когда идем «все вместе, представители акимата, органов образования… эффекта больше. Да и помощь можем оказать комплексную».
Руководитель отдела занятости и социальных программ Буландынского района Самал Аяпбергенова рассказывает о семье, где на поверку источником проблем оказалась мама, которая сама же за помощью обратилась. Жаловалась на мужа, который, по ее словам, злоупотребляет спиртным и избивает ее. Взяла детей, переехала из поселка в Макинск.
Районная группа оперативного реагирования выехала в тот же день. Отца семейства дома не застали, он, в отличие от жены, работает. Но соседи, учителя отзывались о нем только положительно: о детях заботится, хозяйство держит, дом в порядке… Что там во взаимоотношениях супругов происходит — дело, конечно, семейное. Но когда это интересы детей затрагивает, то не только. Разбирались досконально, разговаривали с обоими. В итоге: жена вернулась, дети будут жить в полной семье. «Мы будем рядом», — говорят члены группы оперативного реагирования.
— Помощь группы не носит единовременный характер. Одна из ее задач — создание индивидуального плана для каждой семьи, контроль за его исполнением, -разъясняет консультант областного филиала партии «Nur Otan» Гульнара Абильмажинова. — Регулярными будут и патронажные рейды.
Знакомство с членами семьи, ее социальным окружением, беседа с детьми, оценка условий их жизни, изучение причин неблагополучия в семье, составление карты семьи… Вся эта работа носит системный и долговременный характер. Вплоть, как говорят доктора, до полного выздоровления.
Нина МИТЧИНОВА.