Обратная связь
«Современный мир — жесток, — пишет в своем обращении в редакцию «АП» читатель, не пожелавший назвать свое имя и фамилию. — Я поздно создал семью, но был счастлив в браке… Наивно считал, что сумел дать хорошее воспитание своим детям. Старший знает несколько иностранных языков, а младшие их успешно изучают. Одно упущение: туго у них, как, впрочем, и у нас с супругой (воспитывались мы в детдоме и обучались в русской школе), с родным казахским. Все было хорошо, пока мой первенец, окончивший престижный вуз за границей, не решил жениться на моей родной племяннице. Он и она утверждают, что жить друг без друга не могут. Как переубедить их, в случае запрета грозящих наложить на себя руки? Психологи, к сожалению, помочь не смогли».
Вот такое письмо — крик души оказалось в нашей почте. Вряд ли поможем в решении данной проблемы, связанной с психическими явлениями личности, мы, журналисты, если не смог сделать этого специалист. Но, исходя из признанного самим автором «одного упущения», попытаемся хотя бы устранить пробелы в знаниях- если не языка, то истории народа. Совершим экскурс в нее.
Предки еще в древности поняли, к каким тяжелым последствиям приводит кровосмешение и приняли необходимые меры. Так, правовая норма, запрещающая браки до седьмого колена по мужской линии, была закреплена в кодексах или в своде законов «Қасымханның қасқа жолы» — «Доблестный путь хана Касыма» (годы правления 1511-1521), «Есімханның ескі жолы» — «Исконный путь хана Есима» (1598-1628) и «Жеті жарғы» — «Семь установлений Тауке-хана» (1680-1715). В изданных ими Указах норма эта гласила: «Если казахи, являясь родственниками друг другу, будут вступать в брак, то они приговариваются к смертной казни». И тем самым внесла лепту в сохранение чистокровности казахского народа.
О суровости действовавшего запрета рассказывает поэма «Қалқаман и Мамыр», написанная племянником Абая Кунанбаева Шакаримом Кудайбердыевым. Батыр и девушка любят друг друга, но быть вместе им запрещено, так как оба из рода тобыкты и приходятся троюродными родственниками. Молодые решают бежать, но об этом узнает Кокенай (брат Мамыр) и в гневе убивает ее выстрелом из лука. А судьбу Калкамана решает совет старейшин. Батыру устраивают испытание, предложив проскакать на лошади перед братом Мамыр, в то время как тот будет стрелять из лука. В итоге ни одна стрела не задевает Калкамана, и он в одиночестве покидает родные места.
И все-же, несмотря на то, что смертельной опасности в любви между родственниками сегодня нет, родители стараются привить детям знания об их предках. По незыблемой традиции казахи считают, что каждый человек должен знать своих предков как минимум до седьмого колена. Сами они о них знают намного больше. Это подтверждается сохранившимися книгами «шежіре» о генеалогической родословной казахских родов. Недаром появились и такие пословицы, как «Жеті атасын білмеген жетесіз» («Кто не знает своих предков, тот является неучем») и «Жеті атасын, білген ұл жеті жұрттың қамын жер» («Кто знает имена своих предков, тот пользуется уважением народа»).
В Казахстане при знакомстве и сегодня часто можно услышать вопрос: «Қай рудың өкілісің?» («Из какого ты рода?»). Если девушка оказывается близкой родственницей, то в качестве будущей спутницы жизни она уже не рассматривается. На вопрос «Почему?» ответила во время демонстрации работы центра наук о жизни в «Назарбаев Университете» директор департамента геномной и персонализированной медицины, доктор медицинских наук Айнур Акильжанова: «Гены казахов изначально хорошие, поскольку жившие в Великой степи предки не допускали смешения между кровными родственниками. У нас издревле было очень мало таких заболеваний как аутизм, наследственные болезни, синдром Дауна. Казахи были мудры, что не женились на родственниках до седьмого колена. Не было соединения патологических генов между собой, например, как у арабов, евреев, некоторых народов Европы, которые женятся на двоюродных сестрах. Поскольку мутантные гены, если они имеются, соединяясь, дают нездоровое потомство».
Ученый убеждена, что положительно сказываются на генофонде браки между представителями разных национальностей. На территории Казахстана это происходило исторически, не говоря о том, что казахский этнос сложился в XV веке после объединения тюркских и монгольских племен. Кочевники в жены брали девушек из других родов, племен, а то и народов. К примеру, не все знают, что матерью Богенбай-батыра была каракалпачка Сандық. Отец хана Кенесары султан Касым родился от дочери джунгарского хунтайджи Галдан-Цэрена. Каждый батыр или славный воин считал за честь привезти из боевого похода в качестве главного трофея чужеземку-красавицу. Ведь помимо чисто материальной выгоды — отсутствия необходимости платить калым, он обогащал генофонд своего потомства и народа.
«В советское время в Казахстан были депортированы представители многих национальностей, немало приехало их осваивать целину. Так сформировался генофонд, который мы сейчас имеем. Смешанные браки дают положительный эффект, люди становятся красивее, выше ростом, работоспособнее, улучшается внешний облик», — заключает ученый.
Как свидетельствует история человечества, кровосмешение никогда не приводило к хорошему. Например, в Древнем Египте, который считается страной великой цивилизации, бытовала законная традиция женитьбы между родственниками. Известно, что Клеопатра, последняя царица из рода фараонов Птолемеев, подчинившись ей, в 18 лет вышла замуж за своего брата. По утверждению ученых, именно это и привело к исчезновению рода.
Юношам и девушкам стоит помнить, что взаимная любовь может не признавать социальные и другие запреты, но законы генетики беспристрастны, и могут сказать свое веское слово в вашем потомстве.
Марат НУРСЕИТОВ.