Ученые предполагают, артефакты подтверждают…

Средневековые руины мавзолея на территории Коргалжынского района давно привлекали внимание ученых-историков. И вот свершилось! В этом году к исследованию мавзолея, в котором предположительно захоронен один из основателей казахского ханства, — Жанибек-хан, в рамках 100-летия музея при поддержке областного акимата и благодаря наличию государственной лицензии приступил Акмолинский областной историко-краеведческий музей.

Руины этого мавзолея времен Золотой Орды были обнаружены в 2009 году группой археологов из НИИ археологии им. Акишева. Позже к изучению развалин, оказавшихся средневековым строением, подключились и специалисты областного историко-краеведческого музея. Основой научного проекта, его источниковедческой базой и стала исследовательская работа археологической экспедиции 2009 года под руководством ученого М.К. Хабдулиной мавзолею «Жанибек-Шалкар».

В рамках первого этапа проекта, названного «Идентификация антропологических данных в мавзолее Жанибек-хана», по утвержденному плану, сначала собран материал об истории исследования средневекового периода исследуемого района. С этой целью были «перелопачены» научные издания и труды средневековых мыслителей, связанные с жизнью и деятельностью Жанибек-хана, хранящиеся в Национальной библиотеке РК, Национальном музее РК г. Hyp-Султана, в фонде редких книг центральной библиотеки г. Ал-маты. Это труды Рашид ад-Дина «Джами ат-Тауарих», «Сборникхроник» Кадыргали Жалайра, «Тарих-и-Рашиди» Мухаммеда Хайдара Дулати, «Тюркская хроника» Абельгазы. Труды, составленные под авторством ОК. Ибрагимова, Н.Н. Минглова, К.А. Пищулина и В.П. Юдина «Материалы по истории казахских ханств XV-XVIII веков».

Кроме того, собраны и изучены материалы по итогам историко-этнографических исследований в Акмолинской области и, в частности, Коргалжынском регионе иностранных путешественников, записки военнослужащих, результаты комплексной археологической экспедиции.

Рассмотрены записи инженера И.П. Шангина и географа И.Я. Словцова, побывавших в начале XIX века в Акмолинской области, а также статьи и труды ученых-членов Оренбургской археологической комиссии А.В. Селиванова и И.А. Кастанье, написанные во второй половине XIX века. Ряд важных данных за этот период описан в разделе сборника путешествий «Кыргызский край», которые использованы для составления географического описания Акмолинской области.

Для того, чтобы получить новые данные именно о Коргалжынском районе, рассмотрены также труды ученых и путешественников.

Кроме того, в институте археологии им. А.Х. Маргулана на основе архивных материалов научно-исследовательского центра имени К. Акишева при ЕНУ им. Л.Н. Гумилева собраны и описаны материалы о Жанибек-Шалкарском мавзолее и об исторических памятниках на его территории. Отметим, что еще в 1974 году Центрально-Казахстанская археологическая экспедиция под руководством известного ученого, археолога А.Х. Маргулана проводила исследования на средневековых могильниках близ села Коргалжын, вдоль реки Нура.

Археологические раскопки — это второй этап проекта «Идентификация антропологических данных в мавзолее Жанибек-хана». С 23 мая по 3 июня 2020 года ученые приступили к археологическим раскопкам на разрушенном временем мавзолее Жанибек-хана, расположенном близ озера Жанибек-Шалкар в Коргалжынском районе, отсюда и название мавзолея «Жанибек-Шалкар».

23 мая в районном центре с. Коргалжын собралась группа ученых, специалистов, краеведов, среди которых археолог, кандидат исторических наук Марал Хабдулина, доктор исторических наук, профессор ЕНУ им. Л.Н. Гумилева Айболат Кушкумбаев, доктор PhD, археолог, заместитель директора Национального музея РК Айбар Касеналин, краевед Коргалжынского района Мухаммед Акимжанулы и другие специалисты. Прямо на месте будущих раскопок они провели полевой семинар.

Собравшиеся отметили историческую значимость исследования мавзолея «Жанибек-Шалкар», ознакомили общественность с дальнейшим планом работы, приведя множество достоверных исторических фактов, связанных с захоронением Жанибек-хана именно здесь, в Коргалжынском районе.

В тот же день группа археологов приступила к исследованию места, где находится практически разрушенный мавзолей «Жанибек-Шалкар» (XV вв.). Раскопки длились 10 дней.

Добавим, что мавзолей занимает наиболее высокую точку сопки (344 м) коренной террасы южного берега озера Жанибек-Шалкар. С поверхности сопки открывается широкая степная панорама: виден противоположный берег озера и прилегающая округа. Для захоронения хана и строительства мазара было выбрано очень удачное место. Сам мавзолей виден издалека, возвышаясь над округой.

К настоящему времени от мавзолея остался небольшой холм (диаметром 16 м, высотой 0,5 м), поросший бурьяном, насыщенный фрагментами жженого кирпича, обломками полихромной терракоты покрытой зеленой глазурью. К слову, глазурь на всех плитках превосходного качества, нанесена она толстым стекловидным слоем.

Ранее, на основе исследований архитектора Марал Хабдулиной от 2009 года, на месте мавзолея проводились разбивочные и раскопочные археологические работы.

За пределами мавзолея с северной и восточной сторон обнаружены четыре могилы. Более «информационной» оказалась могильная яма №3, расположенная возле стен внешней оградки. В ходе раскопок на глубине 140 см мы обнаружили парное захоронение — предположительно это скелеты мужчины и женщины. На мощах, что были слева, найдены десять серебряных монет-дирхемов, характерных для XIV-XV веков, предположительно периода Золотой Орды. В районе черепа останков, лежащих справа, были найдены по две бусинки, бронзовые подвески в виде женской серьги и один железный фрагмент, похожий на конские удила.

Предположительно это и есть основное захоронение мавзолея Жанибек-Шалкар, так как над могильной ямой не было обнаружено остатков кирпича разрушенного мавзолея, как на предыдущих четырех захоронениях.

В процессе раскопок в развале мавзолея было собрано около 60 целых и фрагментированных глазурованных кирпичей с резным орнаментом и бирюзовой поливой. Несмотря на сотни лет, прошедшие со времени их изготовления, они сохранили прочность и первозданную красоту.

Среди облицовочных, глазурованных кирпичей часто встречается символы бесконечности, например, бесконечный узел или вечный узел, который является символическим узлом в Тибете и Монголии. Мотив используется в тибетском буддизме. Имеет несколько интерпретаций. Он представляет непрерывность двенадцати звеньев взаимозависимого происхождения, которые лежат в основе циклического существования. Символ взаимозависимости всех явлений и живых существ во Вселенной. Изображен на флаге Казахского ханства.

Так же среди фрагментов кирпичей встречаются сердце, образные цветы и казахский орнамент «қошқар мүйіз», что свидетельствует о том, что мавзолей построен во времена Казахского ханства.

Особо стоить отметить фрагмент кирпича с изображением круга, посередине крест, это, возможно, символ власти чингизидов. Такие символы власти и солярные знаки встречаются со времен сакского периода, отождествляющие своих правителей сынами Бога на Земле. Такие символы власти встречались в гуннском, тюркском и золотоордынском периодах, во время Казахского ханства на кольцах-печатях правителя младшего жуза Абулхайыр-хана и Абылай-хана.

Все находки на раскопках мавзолея «Жанибек-Шалкар» доказывают, что здесь захоронены люди из ханской семьи. Все шесть найденных скелетов сейчас хранятся в лабораториях Национального музея РК в г. Hyp-Султане. В дальнейшем они будут переданы для изъятия генетических анализов в Японию и для выявления антропологического облика в Россию.

Жасулан УКЕЕВ,
старший научный сотрудник областного историко-краеведческого

музея.

Читайте также