Рампа
Театр не терпит… Продолжение этой фразы встречается разное: суеты, измен, предательства… Но еще несколько месяцев назад никому на ум не могло прийти — «отсутствия зрителей». Ибо изначально театр (от греческого — смотрю, вижу) — это «место для зрелищ, зрелищный вид искусства».
Как областной русский драматический театр пережил период ЧП, как и чем живет сегодня, когда сохраняются многие карантинные ограничения, мы беседуем с директором Бейбутом Бахтыгереевым.
— Бейбут Салаватович, в начале этого года Вы с воодушевлением рассказывали о предстоящих гастролях, участии в престижных театральных фестивалях, о новых постановках. Все сметено могучим ураганом пандемии? Или?
— Будучи оптимистом по жизни, говорю: «Или…». Все (ну, или почти все) будет, но в другие сроки. Когда? Вы же понимаете, что это не от нас зависит. Год начинался на высокой творческой ноте. В феврале успели показать свою «Панночку» на фестивале «Пять вечеров на Кипре». В марте, буквально накануне вылета, решили в театральном фестивале в Сербии все-таки не участвовать. Риск был слишком велик, пандемия к тому времени Европы уже достигла.
Была договоренность со всемирно известным режиссером Овлякули Хаджикули, он должен был прилететь из Лондона, чтобы поставить у нас спектакль «Чингисхан», к юбилею нашей любимой и талантливейшей актрисы (фамилию пока не назову, угадайте), еще один приглашенный режиссер должен был ставить чеховскую «Чайку»…
Верю, что все будет. Но в другие сроки. Организаторы фестиваля в Сербии просили согласия поставить нашу «Плаху» в план на 2021 год. Мы, конечно, не возражали. Тем более, что за авиабилеты нам деньги не вернули, но дали именные ваучеры. Так что на «том же месте, в тот же час». Но через год.
Престижный и значимый для всего театрального мира фестиваль «Балтийский дом», на который съезжаются русскоязычные театры со всего мира, в Санкт-Петербурге перенесли на ноябрь. Ждем, готовимся.
Во время этого фестиваля проходит съезд Ассоциации русских театров за рубежом, членством в котором мы гордимся. Обсуждается много проблемных вопросов театрального мира.
Любимый не только нами международный фестиваль «БУА — пространство диалога» в Татарстане перенесли на сентябрь. Если состоится (время такое, что без «если» говорить о чем-то не стоит), то поедем со спектаклем «Чичиков».
Во второй половине августа — международный театральный фестиваль в Кинешме. На родину Александра Островского везем спектакль по Нодару Думбадзе: «Учитесь жить, смеясь». Так что «сидим на чемоданах», даже декорации собрали. Но: «если и еще раз если». У нас — готовность полная. Надеемся, верим.
— И все-таки: середина марта — начало мая 2020-го, о которых мы и через много лет не забудем. Как коллектив театра пережил это время?
— Как и все, очень непросто. Но сразу скажу, что ни один член нашего коллектива не потерял ни работы, ни заработной платы. Сразу после объявления ЧП все ушли в оплачиваемый трудовой отпуск. Вышли на работу 2 мая, приступили к репетициям новых постановок.
Больше разрешенных 30 человек в зале не собираются.
Конечно, есть билетеры, контролеры.., которые свои непосредственные функции сейчас исполнять не могут. Но никого мы в отпуск без содержания не отправили, на МРП не посадили. Нашли им равноценную по загруженности работу, ее в театре всегда хватает.
Так что в материальном плане мы не пострадали. В творческом — эмоциональном — сложнее. Как бы ни старались… Актер — профессия публичная. Без энергетики зрительного зала легко зачахнуть. Как скакун, которого долго не выводят на беговую дорожку. Перегорает.
Зрители в режиме онлайн… Говорят, что бывают. Но к этому надо идти долго. И нам, и зрителю. Сегодня нечто подобное получается буквально у нескольких театров — Большой театр, театр им. Вахтангова… Они показывают спектакли в режиме онлайн, в строго определенное время, затем из YouTub ссылка убирается. Это очень дорогое удовольствие и для театра, и для зрителей.
В Казахстане таких прецедентов не было. Что-то подобное пытался сделать в Алматы очень интересный театр «ARTиШОК». У них можно многому научиться, хочу съездить к ним, режиссера Галину Пьянову — единственную в Казахстане обладательницу престижнейшей премии «Золотая маска» — пригласить к нам на постановку.
И наше детище, в творческих и организационных муках рожденное, международный фестиваль «TeArt-Көкше» планируем провести в конце октября.
Я всегда был и остаюсь категорическим противником работы «для галочки». Нам, как и всем казахстанским театрам, пришлось выкладывать свои спектакли в Интернет. Сомневаюсь, что их смотрели. Я отслеживал число посещений. Даже у самых именитых казахстанских театров — не более 50.
Причем вы же понимаете, что фиксируется любой клик, даже случайный. А досмотрел ли человек, зашедший на эту страницу, спектакль до конца — большой вопрос. И это нормально. Сублимировать здесь невозможно. Театр — это аура, сопереживание, соучастие… В собственном соку долго вариться не может. Актеры скучают по зрителю.
— Мы тоже скучаем по вам. Есть шанс прийти в театр до конца сезона? И что мы сможем увидеть, если не летом, то в будущем сезоне?
— Работаем. Василий Гречанников ставит очень теплый спектакль «Саня, Ваня и с ними Римас» по пьесе Владимира Гуркина. Знаменитые «Любовь и голуби» — одно из произведений этого талантливого автора.
Надо сказать, что получить разрешение на постановку было непросто. «Пиратские» времена, когда понятие «авторское право» было условным, ушли в прошлое. В пору ФБ, других социальных сетей, скрыть ничего невозможно. Да мы и не пытались. Связались с наследниками авторских прав Владимира Гуркина, все оформили должным образом.
Очень жаль, что наши юные зрители пока не могут увидеть уже полностью готовый спектакль (постановщик — Наталья Рознер) «Песни пой, моя домбра, или сказки бабушки Зере».
И, конечно, в юбилейный год Абая мы не можем не поставить спектакль по произведениям великого автора. После долгих творческих раздумий и поисков режиссер Ольга Луцива решила положить в его основу инсценировку двух поэм — «Искандер» и «Масгут».
Работаем над очень интересным проектом «Дар слышать сердцем». Первый спектакль готовит Тимур Валиев. Это будет Тургеневское «Муму». Зрители вместе с билетом получат беруши, чтобы хоть так, ненадолго попытаться понять людей неслышащих, неговорящих. Актеры не произнесут ни одного слова. Любовь, трагедия. Все на языке жестов. Для участия в спектакле мы пригласили выпускницу специализированной школы, она же выполняет функции педагога-консультанта для наших актеров, обучает их жестовому языку.
В Казахстане проходят фестивали особенных театров для особенных людей. Почему бы не провести его у нас — в Кокшетау, Бурабае? Это же и популяризация нашего края, импульс к развитию туризма. И главное — шаг к формированию действительно инклюзивного, толерантного общества.
Так что, планов у нас, как всегда, — громадье. До сей поры все (или почти все) сбывались. Верю, что так будет и на сей раз. Сколько и как для этого надо работать — умолчу.
Сезон мы закроем 3 июля. Как это сделать без зрителей, пока не знаем. Думаем. Но вдруг угроза заражений минует? Тогда мы и после этого играть будем. Я уже план начертил, как рассадим наших друзей с учетом социальной дистанции. Словом: «Все еще будет!».
Беседовала Нина МИТЧИНОВА.