Героям-землякам — слава!
Николай Дмитриевич Ястребинский — бывший заместитель командира 7-го отдельного моторизированного понтонно-мостового батальона по политической части 7-й гвардейской армии Степного фронта, капитан. Позже — майор.
Родился 14 декабря 1912 года в городе Акмолинске (ныне г. Hyp-Султан), в крестьянской семье. Окончил среднюю школу и 3 курса Воронежского зоотехнического ветеринарного института. Работал преподавателем Корочанского техникума, старшим зоотехником райземотдела.
В ряды РККА был призван в 1934 году. Участник войны с белофиннами 1939-1940 годов. Окончил школу политруков. Перед началом Великой Отечественной войны заведовал отделом пропаганды и агитации Бендерского райкома партии в Молдавии.
В действующей армии с июня 1941 года. Воевал на Степном фронте в должностях начальника клуба, политрука роты, секретаря партбюро и заместителя командира 7-го мотопонтонного батальона по политической части. В его составе прошел тяжелый путь отступления до донских степей. Отличился в боях за освобождение Украины. При строительстве в сентябре-октябре 1943 года переправы через Днепр в районе острова Глинск-Бородаевский Верхнеднепровского района Днепропетровской области замкомбата по политчасти капитан Ястребинский умело организовал партийно-политическую работу по обеспечению выполнения боевой задачи батальоном, проявил личную отвагу.
Утром 26 сентября 1943 года автоколонна мостовой роты, проделав почти 400-километровый марш, вышла к Днепру у поселка Старый Орлик. Бой за плацдарм на противоположном берегу уже шел с неослабевающим напряжением более суток. Только артиллерия и танки могли сломить сопротивление врага, расширить и закрепить захваченный плацдарм. Переправить боевую технику на правый берег — такова была задача понтонеров. Первым был собран 12-тонный паром, затем спущен на воду 30-тонный. Число переправленных пушек и боеприпасов росло с каждым часом. На следующий день гитлеровцам удалось прорваться почти к самой переправе. Прямыми попаданиями мин был затоплен один 30-тонный паром, пулеметными очередями поврежден второй. Но переправа продолжала действовать. К утру 28 сентября на плацдарме появились наши танки. Едва закончилась наводка наплывного моста длиной в 260 метров, вражеская артиллерия и авиация разрушили его, потопив два тяжелых парома. Было время, когда две трети понтонного парка оказывалась под водой, но героические усилия водолазов и всех понтонеров спасали положение. Затонувшие понтоны и паромы поднимались и после скоростного ремонта вводились в строй. Бойцы-понтонеры за короткий срок переправили через водный рубеж более 40 танков и бронемашин, 179 орудий, 348 автомашин, более 1000 подвод с боеприпасами и продовольствием, свыше 7000 солдат и офицеров. Замкомбата по политчасти капитан Ястребинский находился на самых опасных местах и личным примером, пламенным словом обеспечивал успешное выполнение боевого приказа.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 20 декабря 1943 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом отвагу и героизм капитану Ястребинскому Николаю Дмитриевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая звезда». В числе других наград: ордена «Отечественной войны» I степени, Красной Звезды и множество медалей. В городе Кокшетау его имя увековечено на обелиске Славы.
Марат НУРСЕИТОВ,
по материалам областного госархива и ЦГА МО РФ.