Зеленая энергетика
«Очевидно, что значительных реформ потребует энергетический сектор. После кризиса он не будет прежним. В среднесрочном периоде движение в сторону «зеленой энергетики» — насущная необходимость».
Из выступления Президента РК Касым-Жомарта Токаева на заключительном заседании Госкомиссии по чрезвычайному положению.
Завод построить и поле перейти…
«Госпожа Аягоз, я хотел бы лично заложить капсулу с пожеланиями Вашей компании в фундамент строящегося завода».
Учредитель ТОО «Аманат-111» Аягоз Абдрахманова о господине Бермане — генеральном директоре немецкой фирмы Amandus Kahl Gmbh, изготавливающей оборудование для будущего завода, говорит с теплой улыбкой: «Как оказалось, этот человек — тоже из моей команды единомышленников. Свой проект мы назвали «Armands STAR», потому что понимали, без мечтателей, но не просто в облаках витающих, а умеющих добиваться целей, проблемы преодолевать, ничего у нас не получится».
Без преувеличения, в этом случае народное «как лодку назовешь…» — справедливо. Разговаривая с Аягоз Жумабековной, — спокойной, деловой, голоса не повышающей, эмоциями не брызжущей, но рассказывающей о будущем заводе ярко, убедительно, заряжаешься ее уверенностью и глубокой, но такой очень внутренней, не афишируемой увлеченностью.
И пусть проект строительства завода по производству топливных гранул из соломы льна мощностью 192 тонны в сутки пока на стадии заливки фундамента, верим, что очень скоро в Зерендинском районе, на территории Коныспайского сельского округа, заработает уникальное производство, продукцию которого уже ждут в Латвии, Германии, Дании… Готовность закупать «сколько поставите» пока на уровне меморандумов, но как только начнется выпуск продукции, то, без сомнения, будут и конкретные договоры.
Об экологичности, высокой энергоэффективности брикетов, пеллет из натурального сырья известно давно, оно производится во многих странах. Теплоотдача во много раз выше, чем при сжигании угля, газа. Зольность — минимальная, да и этот твердый остаток можно использовать в качестве ценного удобрения почвы, выбросы углекислого газа приближаются к нулю.
Проблема: где-то — недостаток исходного такого сырья, а где-то в том, что изготавливается «зеленое» топливо в небольших объемах, потому что нет соответствующего, надежного оборудования.
Приступая к проекту, Аягоз Абдрахманова обо всех этих и многих иных проблемах, конечно, знала. Но «…так часто молодые, энергичные ребята из Западной Европы, с которыми мы сотрудничаем, спрашивают: «Неужели в Казахстане не производится экологичное топливо, у вас же леса, зерновых, масличных столько выращивается», что я задумалась: почему бы и нет, надо попробовать».
Занимаясь много лет поставками зерна, учредитель ТОО «Аманат-111» не единожды объехала не только нашу область, но и весь северный регион страны. Часто обращала внимание на множество уже потемневших рулонов соломы вдоль полей. Оказалось, что чаще всего это костра льна. После уборки урожая так и стоит годами. На корм скоту она непригодна совершенно. По словам Аягоз Абрахмановны (она за эти годы стала настоящим специалистом в этом вопросе), ее даже мыши не грызут. В некоторых хозяйствах используют для отопления, но печи нужно закупать особые, тюки вывозить, складировать… Экологичнее угля, но дороговато выходит. Сжечь на поле — это тоже «себе дороже», штраф от экологических служб можно получить, и сгорает рулон вместе с плодородным слоем. На месте сжигания несколько лет даже трава расти не будет. Естественное гниение начинается только на пятый — шестой год. Так что прямая дорога — на превращение такой соломы в ценнейшее и востребованное (пока, увы, в основном в Европе) топливо.
Запросили данные у Минсельхоза: доля РК в мировом производстве льна уже составляет 25%. Причем, налицо — тенденция роста. 97% посевных площадей сосредоточено в трех северных областях. С одного га посевной площади остается 2,3-2,5 т соломы льна. Ежегодно в нашей области остается более 400 тыс. тонн соломы, СКО — более одного млн тонн, Костанайской области — почти 600 тысяч…
— Рынок сырья — безграничен, — резюмирует Аягоз Жумабековна. — Руководители КХ часто говорят: «Ничего не надо, только заберите». В некоторых небольших хозяйствах даже пресс-подборщиков нет. Но мы на этот рынок идем всерьез и надолго, так что будем заключать взаимовыгодные договоры. А три пресс-подборщика (это для начала) мы приобретем.
Как препятствия преодолеть
И вот здесь начинаются неизбежные «Но». Измельчить костру льна в промышленном объеме — задача сложная. Как оказалось, надежного оборудования нет не только в Казахстане, в соседних Китае и России, но и в европейских странах.
— Куда только нашу сотрудницу Зарину Абжапарову ни направляли, — рассказывает Аягоз Жумабековна. — Начали с Тулы, шутили, что, если уж блоху там подковали… Потом Санкт-Петербург, китайские заводы. Зарина едет, за ней тюки соломы летят. Но увы… Начали искать в Европе, там как раз и посоветовали обратиться в одну немецкую фирму. У них 150-летний опыт по производству неординарного оборудования.
Когда немецкие специалисты сказали, что берутся (а значит, сделают!), туда уже не просто тюки, целую фуру соломы отправили. Получилось. Первые пеллеты и брикеты Зарина повезла опять же в Санкт-Петербург, в аккредитованную, признанную мировыми специалистами сертификационную компанию. Заключение: «соответствует всем международным стандартам».
«Но» второе. Для строительства завода нужны серьезные инвестиции. Для получения банковского кредита — немалое залоговое имущество. Поиск кредита на строительство, по словам Аягоз Абдрахмано-вой, стал главной причиной того, что к предстоящему осенью этого года в Кокшетау Форуму межрегионального сотрудничества России и Казахстана запустить завод, как планировалось изначально, все-таки не успеют. Но при этом она оговаривается: «Если чуда не произойдет».
Но если очень постараться, «заразить» своей идеей единомышленников, то чудеса рукотворные все-таки бывают. Вопрос с земельным участком решился довольно быстро после того, как к его решению подключился неутомимый председатель Акмолинского филиала Ассоциации предпринимателей Ассамблеи народа Казахстана Умар Шоназаров. Конечно, земельный участок куплен через аукцион с соблюдением всех процедур и по цене вполне рыночной. Но главное, что его отыскали быстро и именно там, где энтузиасты возведения завода и хотели, неподалеку от областного центра.
— А уж после того, как о проекте узнал депутат Мажилиса, председатель Ассоциации предпринимателей АНК, Юрий Тимощенко, то по определению Аягоз Жумабековны, «банки хотя бы стали смотреть в нашу сторону».
До этого АО «НУХ «Байтерек» дало положительное заключение проекту: «живой, окупаемый». Да и, собственно, его инновационный характер, и то, что он является прямым наследием ЭКСПО в Астане, всем очевидно. Но у банков — свои критерии. Так что под приемлемые проценты получить кредит проблематично. Но это — тема отдельного большого разговора.
— Китайские инвесторы свои услуги предлагали, готовы вложить любые средства, — об этом Аягоз Абдрахманова рассказывает с горечью. — Но я хочу, чтобы этот завод, работающий на казахстанском сырье, был полностью казахстанским, чтобы налоги шли на развитие нашей области, чтобы наши земляки работали. 50 рабочих мест мы создаем, постоянных, квалифицированных.
Оптимизма, веры в здравый смысл вдохновитель команды «Armands STAR» не теряет. А сама команда растет, становится сплоченнее. «У нас нет руководителей и подчиненных, мы все — партнеры, — Аягоз Жумабековна тепло говорит о каждом. Но о директоре Зейнельгабидене Мустафине — особенно: «Моя правая рука. Но мы все, как звенья одной цепи».
Нашли надежных, профессиональных и грамотных проектировщиков ТОО «Отырар KZ».
Возведение завода пока на стадии подготовки фундамента, но ребята из кокшетауской строительной фирмы «Ильичевка строй» уже — полноправные и заинтересованные участники проекта. «Молодые, энергичные, деятельные… Я им очень благодарна, подсказывают, советуют», -такую характеристику дает им Аягоз Жумабековна.
Верить и доверять
Но как же Аягоз Абдрахманова — предприниматель, состоявшаяся в бизнесе от производства далекого, решилась на реализацию такого интересного, но достаточно сложного и проблемного проекта?
— А мне не привыкать начинать с нуля, — о себе учредитель ТОО «Аманат-111» рассказывает куда менее охотно, чем о будущем заводе. «Были моменты, что надо было выживать, троих детей поднимать. Как, собственно, у многих в то время».
В середине 80-х гг. прошлого столетия выпускница Целиноградского кооперативного техникума по распределению приезжает в Жаксынекий район, начинает свою бухгалтерскую деятельность в системе потребкооперации в преуспевающем совхозе «Калмакольский». Дом, муж, рождение детей…
И все это как раз — в начале периода, вошедшего в историю страны и каждой семьи, как «Перестройка». Система потребкооперации, такая престижная и надежная в советское время, рушится. Собственно, не только она. Вопрос «что делать?» встал перед всеми. Отвечали на него по-разному.
Аягоз Абрахманова открывает первое в Жаксынском районе КХ «Богенбай». «Возьмись, у тебя получится, — говорил сосед Виктор Адамович. — Я помогу».
Пенсионер, всю свою трудовую жизнь проработавший агрономом, по-соседски на чай заходил, видел грядочки ровненькие, энергичность, деловитость, трудолюбие молодой мамы троих детей.
Поехали в районный акимат, без проблем взяли в аренду 300 га земли, технику арендовали в еще действующем совхозе.
По совету все того же Виктора Адамовича засеяли ячменем сорта «Кедр». «Работали много. Но с таким увлечением, — с улыбкой вспоминает Аягоз Жумабековна. — Опыление с самолета производили, с девчатами белые футболки наденем, бегаем по полю, флажками машем. Так все нравилось!».
Урожай получили отменный. На элеватор свезли. Рассчитались с механизаторами так, что на будущий год желающие работать в КХ «Богенбай» в очередь встали. В это время в совхозах зарплату уже не выплачивали. На следующий год опять отсеялись. И вновь-удачно.
А потом — совхоза не стало, начался такой период приватизации всего и вся. Ни землю, ни технику арендовать было не у кого. Аягоз Абдрахманова уезжает в Астану, где жила ее мама. И опять — вопрос «Что делать?».
Но долго раздумывать не пришлось. Позвонили сотрудники элеватора, на который зерно сдавала: «Серьезная российская фирма по закупу казахстанского зерна ищет своего представителя по северному региону. Возьмешься?».
Связи. Родственники высокопоставленные. Повезло. Случайность. Как часто мы чей-то успех пытаемся объяснить примерно такими причинами. Возможно, где-то и у кого-то так и происходит. Но в случае с Аягоз Абдрахмановой — ни первого, ни второго, ни… Были (и есть) самые надежные факторы — умение и желание работать, учиться новому, организовывать коллективы… И то, что раньше называли «честным купеческим словом» — безупречная репутация.
С поставщиками зерна рассчитались, на будущий год они уже сами звонили: «Купите у нас». Сегодня поставляют казахстанскую продукцию не только в Россию, но и на Украину, в Беларусь, Иран, Польшу, Германию. Недавно отправили крупную партию чечевицы в Нидерланды.
С бизнесменом из Афганистана до первой личной встречи сотрудничали семь лет, до наступления эры скайпа и ватсапа общались только по телефону и факсу. Поставляли крупные партии зерна, расплачивался исправно. Позвонил: «Буду по делам в Алматы, давайте уже пожмем друг другу руки». Оказалось, представляли друг друга совершенно иначе.
— Все, что выращивают наши сельхозпроизводители, стараемся продать по хорошим ценам, — констатирует Аягоз Абрахманова. — Я же знаю, какой труд вложен. И переработку надо налаживать здесь, у нас. Не только зерна. Земледелие должно быть безотходным. Верю, что так будет. Работать надо.
P. S. Встречу с Аягоз Абдрахмановой считаю настоящей удачей. Не только журналистской, но и просто человеческой, женской. После общения с ней буквально заряжаешься оптимизмом, верой в то, что все у нас получится. Разместить свою фотографию она отказалась категорически. Но пообещала, что сможем сделать снимок на открытии завода. И ее, и всей команды «Armands STAR».
Нина МИТЧИНОВА.