В этом году исполняется 100 лет со дня рождения нашего славного земляка Жалела Кизатова. В данной статье хотел поведать о трех ипостасях его жизни. Напрашивается вопрос, почему о трех ипостасях? Дело в том, что Жалел Кизатович за высокую отвагу и доблесть, проявленные на фронтах Великой Отечественной войны, был удостоен звания Героя Советского Союза, а в послевоенные годы за высокие показатели на хозяйственном фронте награжден орденом Ленина. Третьей его ипостасью была писательская деятельность — написал ряд поэм, очерков, книг, был принят в члены Союза писателей Казахстана. Теперь об этих гранях известной личности по порядку.
Родился Жалел Кизатович 9 октября 1920 г. в ауле Аякколь близ одноименного озера. В данном случае «аяк» — в значении «чаша». В самом деле, озеро напоминало чашу, наполненную кумысом. Аул этот относился к Айыртаускому району Кокшетауского уезда. Жалел рано осиротел, его отец Кизат погиб при тушении степного пожара, Жалелу тогда исполнилось всего два года. Его мать Жамал после года смерти своего мужа по старому казахскому обычаю стала женой родного брата мужа Бахрама. Поэтому маленький Жалел больше жил у дедушки Бекмагамбета. Вскоре дед вместе с семьей сына переехал в соседний аул Карагай Есильского района Северо-Казахстанской области. В 1927 году Жалел пошел в школу и охотно учился, проявив незаурядные способности. За один год он окончил два класса. В 1936 году поступил в Покровский (Акжарский) сельхозтехникум. В том же техникуме курсом старше учился Байкен Ашимов, будущий Герой Социалистического Труда, предсовмина КазССР.
После окончания техникума два года проработал учителем начальной школы в ауле Карагай, поступил на историческое отделение Петропавловского учительского института. В феврале 1940 года Жалел был призван в армию. Эшелон с новобранцами прибыл в город Нежин Черниговской области Украинской ССР. Кстати, судьба так распорядилась, что через три года при освобождении города Чернигова Жалел Кизатович совершил свой очередной подвиг, за что был удостоен благодарственного письма Верховного Главнокомандующего.
22 июня 1941 года весть о вероломном нападении фашистской Германии на Советский Союз облетела всю страну. Боевое крещение Жалел Кизатов получил в составе 422-го артиллерийского полка легендарной Чапаевской дивизии в городе Одессе. Дальнейший его боевой путь пролегал через города Симферополь, Керчь, Ростов, Сталинград. К тому времени Кизатов был заместителем командира 6-ой батареи. Он был участником ожесточенных сражений, которые развернулись на улицах города на Волге. После Сталинградской битвы полк, в котором Кизатов служил командиром взвода 4-ой батареи, перебросили под Курск. Затем он принимает участие в освобождении Украины. Тогда в каждом подразделении были сформированы мобильные разведывательные группы, в них были направлены наиболее подготовленные солдаты и офицеры, одну из таких групп возглавил Жалел Кизатов.
Героический подвиг совершил Жалел Кизатов при форсировании Днепра. Было так. Заметив на противоположном берегу Днепра подбитый немецкий танк, он обратился к командиру батальона с предложением под покровом ночи пробраться к этому танку и направлять оттуда огонь наших батарей по огневым точкам противника.
Вот что писал об этом сам Ж. Кизатов: «Наш взвод совершил стремительный обходной маневр и в сумерках подошел к реке. Под покровом темноты мы бесшумно переправились на лодках, доставленных нам украинскими партизанами. Притаившись в овраге, выслали вперед разведку. Она установила, что оборона немцев состоит из системы окопов и 12 блиндажей со скрытыми подступами к ним. Умело сняв часовых и разбившись на небольшие группы, начали блокировать блиндажи. Мало кому из врагов удалось спастись. Захватив плацдарм, мы прочно закрепились на нем.
Утром фашисты при поддержке пяти танков перешли в контратаку. Я связался с нашими артиллеристами. С их помощью нам удалось отсечь немецкую пехоту от танков. Два из них подбили из противотанковых ружей, но остальные продолжали ползти и достигли переднего края нашей обороны. Я метнул под гусеницу головной машины противотанковую гранату и подорвал ее. Экипаж подбитого танка был сражен автоматной очередью. Другие бронированные чудовища повернули обратно. Неудача взбесила немцев. Они усилили натиск. Контратакам был потерян счет. Немцы совсем близко подошли к нашим позициям… Тогда я вызвал огонь своей батареи на себя. Не помню, сколько длился обстрел, но когда поднялся из укрытия, увидел незабываемую картину: передо мной лежали горы вражеских трупов, дымили разбитые танки». За мужество и отвагу, проявленные при форсировании Днепра, в январе 1944 года старшему лейтенанту Ж. К. Кизатову присвоено звание Героя Советского Союза. В том же году он был направлен в Ленинградскую высшую школу подготовки офицеров, которую окончил с отличием и получил рекомендацию для поступления в военную академию им. Ф. Дзержинского. В дальнейшем он принимал участие в освобождении Белоруссии, Польши и завершил войну в Берлине.
В конце 1945 года Жалел Кизатович был демобилизован, и по возвращении в родные края начинается вторая ипостась его жизни, он назначается секретарем Советского райкома партии СКО. В 1948-1952 гг. работал председателем Ленинского и в 1952-1958 гг. — Булаевского исполкомов районного совета СКО. В 1956 г. за высокие хозяйственные показатели Булаевского района Ж. Кизатов был награжден вторым орденом Ленина.
Автор этих строк с 1946 года на протяжении более полувека поддерживал с Жалелом Кизатовичем близкие родственные и дружеские отношения. Прежде всего нас связывала двухлетняя совместная работа в совхозе имени Таманской дивизии — он директором совхоза, а я директором школы. К тому же он приходился мне дядей, моя мать Ажар была его сестрой.
В 1958 году, когда Никита Хрущев снял с должности министра обороны маршала Г.К. Жукова, мой дядя Жалел в приватной беседе высказал осуждение такого решения. Один из собеседников донес в обком партии. На бюро обкома Ж. Кизатову объявили выговор, освободили от должности председателя райисполкома и назначили директором совхоза им. Таманской дивизии. В 1962 г. после окончания историко-филологического факультета Петропавловского пединститута меня как члена КПСС направили директором школы в совхоз им. Таманской дивизии, где в течение двух лет мы проработали вместе. В 1964 г. по просьбе самого Ж. Кизатова его перевели директором Карагогинского элеватора.
После октябрьского пленума ЦК КПСС, который освободил Хрущева от должностей первого секретаря ЦК и председателя Совета Министров СССР, с Ж. Кизатова был снят партийный выговор. Вскоре его вызвал в Алматы тогдашний министр хлебопродуктов республики Е.Н. Ауельбеков и назначил начальником облуправления хлебопродуктов Кызыл-Ординской области. В этой должности он проработал до ухода на пенсию. Кызылординцы, высоко оценив его деятельность, одну из улиц города назвали именем Ж. Кизатова. В послевоенные годы Ж.К. Кизатов избирался депутатом Верховного Совета СССР, дважды — Верховного Совета КазССР. В 1990-е годы избирался депутатом Мажилиса Парламента РК.
Третьей ипостасью Ж. Кизатова была писательская деятельность, им были написаны 4 книги, он стал членом Союза писателей Казахстана. Недавно, точнее 18 апреля 2014 года, в газете «Егемен Қазақстан» была опубликована большая статья известного писателя, журналиста Сарбаса Актаева «Поэма батыра о батыре». В ней освещается история создания и содержание поэмы Ж. Кизатова о его фронтовом друге, Герое Советского Союза Акане Курманове.
У Ж. Кизатова и его супруги Шамши-Бану было семеро детей: два сына и пять дочерей, старший сын Толкын умер в 1997 году. Старшая дочь Гульзия, кандидат филологических наук, доцент, долгие годы проработала деканом филологического факультета Кызылординского университета имени Коркыта, младшая Майгуль Жалеловна — доктор технических наук, профессор Алматинского технологического университета. Остальные дети живут в Кызылорде.
Ко всему сказанному остается добавить, что Ж. Кизатов кроме звезды героя был награжден двумя орденами Ленина, Красной Звезды, Отечественной войны I и II степеней, «Құрмет» и многими медалями.
Кадыржан АБУЕВ,
доктор исторических наук,
профессор,
заслуженный деятель Казахстана,
академик Российской Академии
естествознания.