К 100-летию областного историко-краеведческого музея
Казахскому народу — наследнику древней кочевой культуры издревле присуще умение адаптироваться не только к природе, но и к изменяющимся социально- экономическим условиям. Большую роль в этом сыграл Великий шелковый путь, способствовавший культурному обмену товарами, знаниями…
Неотъемлемыми ценностями кочевников были взаимная поддержка, сострадание в горе и стремление помочь друг другу. «Широта души скрадывает тесноту дома», «Откуда огонь — оттуда и тепло» — говорят казахские пословицы. Традиционное гостеприимство, прививаемое с раннего возраста, является значимым средством воспитания у детей уважительного отношения к родным, соседям и близким, вообще к людям — знакомым и незнакомым.
Почти все путешественники и исследователи Великой Степи отмечали приветливость и гостеприимство казахов. Известный этнограф XIX века А.А. Диваев писал: «С прибытием в Туркестанский край в 1876 г. мне пришлось сталкиваться с кочевым населением, т. е. казах-киргизами, этими в высшей степени симпатичными, гостеприимными и доверчивыми племенами…», которые даже в разгар родовой борьбы, по мнению другого путешественника и исследователя П.П. Семенова-Тян-Шанского, оставались верны «священному обычаю гостеприимства».
В музейном собрании имеются образцы быта, культуры представителей многих этносов, оказавшихся в нашем крае. В экспозиции зала современности показаны образцы предметов народного быта и образцы национальных костюмов. Здесь и архаичные сосуды — көнек — для доения кобылиц из кожи (начало XX в.) и из дерева (1882 г.). Последний сдан Азаматом Хосолбаем.
Домотканая скатерть из окрашенной льняной ткани принадлежала семье Эммы Радиковны Усмановой. В татарских семьях такие полотна ткали в больших количествах, отрезая по мере необходимости для полотенец, пологов для кроватей, накидок на сундуки. Пестрядь (в клетку и полоску) является наиболее распространенным видом узорной ткани пермских татар. Она шла и на пошив мужской и женской нижней одежды, женских передников, в очень большом количестве для наволочек, скатертей, занавесей, салфеток… Со слов дарителя, изделие изготовлено в 1910-1920-е годы прабабушкой Эммы Радиковны.
В музейной коллекции имеется несколько разновидностей кавказских и среднеазиатских медных кувшинов. На Кавказе по кувшину джигит мог определить, свободна ли девушка. Достаточно было посмотреть, с каким она будет кувшином. Если на кувшине неширокое горлышко, значит она незамужем. Если горлышко расширяется в самой верхней части — замужем. Если не расширяется вверху, но широкое — вдова. При определенных условиях обычаи позволяли вдовам вторично выйти замуж. Женщины на Кавказе были заняты домашним хозяйством и воспитанием своих детей, редко выходили за пределы своего двора. За водой девушка ходила несколько раз в день. Только так можно было увидеть ее вне дома.
Интересен рушник льняной в технике ремизного рельефного ткачества с вышитыми крестом гроздьями винограда, с вазонами на серо-белесом шахматном фоне. Ручное ткачество в прошлом было одним из самых распространенных видов искусства. Каждая женщина умела и прясть, и ткать. Для ремизного ткачества в целом характерна строгая геометричность всех узоров, их большая ритмичность, уравновешенность отдельных частей. Рушник длиной 390 см поступил в 1982 г. от М. Козинец.
Особое место в музейных коллекциях занимает народная керамика. Среди всех образцов выделяется ведерная опарница или квашня для приготовления теста.
В народе этот сосуд имел несколько названий: «растворник», «творильник», «пирожная кринка», «опарница». В избе порожнюю квашню держали на почетном месте — на печи, возле дымовой трубы. Значительна роль квашни в свадебных обрядах. По некоторым источникам перед тем, как вести невесту к венцу, с благопожеланиями ее усаживали на перевернутый вверх дном сосуд. Из квашни омывали умершего, после чего воду выплескивали подальше от избы, квашню разбивали, а осколки закапывали на границе крестьянской усадьбы. Треснувшая пирожная кринка, по народному поверью, могла сулить смерть кому-то из домочадцев. Пытаясь отвести беду, хозяйки склеивали черепки тестом, а затем «пеленали» сосуд распаренными берестяными полосками. Это должно было сохранить жизнь кому-то из членов семьи, а «спасенный» сосуд еще долго мог служить в хозяйстве.
На протяжении столетий наш акмолинский край становился пространством поликультурным, полиэтничным, где органично переплетаются различные традиции, жизненные стили и мышление.
Айман САЛЬМУХАМЕТОВА,
старший научный сотрудник.