В поисках добродетельного города

К 1150-летию АЛЬ-ФАРАБИ
«Только добрые люди могут построить добрый город». Это афористичное высказывание великого аль-Фараби также лаконично, образно, как и множество иных, вошедших в антологию мировой философской мысли.

Но нельзя не отметить, что в большинстве переводов с арабского все-таки вместо слова «добрый» употребляется слово «добродетельный». Видимо, потому, что в трудах мыслителя доброта — это одна из сторон более широкого понятия — добродетель.

«Трактат о взглядах жителей добродетельного города» -таково название знаменитого произведения философа, не утратившего своей актуальности и сегодня. Исследователи его творческого наследия единодушны в том, что это — одно из самых зрелых произведений аль-Фараби, ставшего своего рода квинтэссенцией его рассуждений о гражданской политике.

Человек есть «разумное существо», если его брать изолированно, и «политическое» или «гражданское животное», если его брать в составе общества. Это постулат древнегреческих философов стал исходным пунктом его рассуждений. Отдельный человек может достичь «необходимого в делах и получить наивысшее совершенство только через объединение многих людей в одном месте проживания».

Понятия «общество» и «город» — различны. Общество в философской системе аль-Фараби стоит на более низкой ступени. Величайшее благо и высшее совершенство могут быть достигнуты в первую очередь городом — более высокой ступени организации людей.

Но и города различаются между собой. Классификация городов по аль-Фараби глубока, обладает огромной этической значимостью.

Добродетельный город противоположен невежественному городу, городу безнравственному, городу обмена и заблудшему городу.

Невежественным городом является тот, жители которого никогда не знали счастья и им и в голову никогда не приходило к нему стремиться. Они никогда его не ведали и никогда в него не верили. Что касается благ, то они знают лишь те из них, которые только по видимости слывут в мнениях людей за блага, и которые лишь в мнении людей выступают как цели жизни, — таковы телесное здоровье, богатство, наслаждения, свобода предаваться своим страстям, почести и величие. Каждое из этих благ является уже счастьем в глазах всех жителей невежественного города.

Невежественный город подразделяется на несколько городов. Город необходимости — это такой город, жители которого стремятся ограничиться лишь необходимыми вещами, которые нужно телу для его существования — едой, питьем, одеждой, жилищем…

Жители города обмена стремятся помогать друг другу для достижения зажиточности и богатства как цели всей жизни.

Город низости и несчастья — это тот город, жители которого стремятся к наслаждениям — в еде, питье, половых сношениях, короче — они стремятся к такому наслаждению, которое действовало бы на чувства и воображение, стремятся возбудить веселье и утешаться забавами.

Жители честолюбивого города стремятся помогать друг другу. Но лишь для того, чтобы их почитали, восхваляли, и чтобы их знали другие народы. А сами они выступали в великолепии и блеске — либо в глазах чужих, либо друг перед другом.

Во властолюбивом городе жители стремятся к тому, чтобы другие покорялись им, а сами они не покорялись никому. Сластолюбивый — это такой город, жители которого стремятся к тому, чтобы каждый из них свободно мог делать то, что он хочет, ничем не сдерживая свою страсть.

Особое внимание в своем трактате аль-Фараби уделяет описанию безнравственного города. От иных он отличается тем, что люди знают, в чем истинное счастье, знают великого и всемогущего Аллаха… Но поступают так же, как и жители невежественных городов.

А есть еще города переменчивые и заблудшие. Переменчивый — это город, воззрения и действия жителей которого были в прежние времена теми же, что и у жителей добродетельного города, но в него проникли иные идеи, и действия его стали совсем другими. Заблудший — это тот, в котором люди имеют настолько порочные представления, что таковые не могут стать основой благочестия.

Обрести истинное счастье можно только в добродетельном городе. Его нельзя достичь в одиночку. В добродетельном городе есть добро, справедливость и красота. «Город, в котором объединение людей имеет своей целью взаимопомощь в делах, коими обретается истинное счастье, является добродетельным городом, и общество, где люди помогают друг другу в целях достижения счастья, есть добродетельное общество. Народ, все города которого помогают друг другу в целях достижения счастья, есть добродетельный народ. Таким же образом вся земля станет добродетельной, если народы будут помогать друг другу для достижения счастья».

Нина МИТЧИНОВА.

Читайте также