А ожерелье непростое…

К 100-летию областного историко-краеведческого музея
В музейных коллекциях хранятся интересные предметы, свидетельствующие о быте исторической эпохи.

Изделия традиционного казахского ремесла характеризуются не только красотой, но и функциональностью и практичностью. Даже в некоторых украшениях имеются старинные предметы личной гигиены.

Казахский женский косметический набор с пинцетом, зубочисткой (тіс шұқығыш) и ухочисткой құлақ шұқығыш в нескольких вариациях в наличии коллекции нашего музея. Это набор начала XX в. длиной 6 см из комплекса потомственного зергера (ювелира) Асылбая Сыздыкова (1966 г. р.). Дед Асылбая — Сыздык — был кузнецом и зергером. Отец Асылбая — Зейнолла (1932-1989) из аула Саға Кзылтуского района также владел секретами ювелирного искусства. Мастер-универсал изготавливал и традиционную национальную посуду из дерева, другие предметы быта и хозяйственную утварь.

Зубочистка размером 10×2 см и весом 7,74 г поступила в 1988 году. Прибор имеет плоскую центральную часть овальной формы. Изящная гравировка украшает изделие. По обе стороны от центра отходят спиралевидные стержни. Один из них с заостренным концом, а другой — с петлей.

Зубочистка и ухочистка присутствуют и в ожерелье, поступившем в музей в 1980 году. Это алка — нагрудное украшение из монет, плоских и витых колец, медальона со вставкой сердолика и прикрепленными к нему двурядовой подвеской с зубочисткой и уховерткой на конце. Изделие изготовлено в 1916 г. местным мастером для бабушки Еркеша Омирбекулы Маканова из с. Акан. Размер — 40х30 см, вес — 158,8 г.

У Р.С.Акишевой в 1992 г. музей приобрел косметический набор из щипчиков, уховертки и зубочистки. Детали соединены между собой двумя плоскими и витыми кольцами.

Стремление человека к чистоте и комфорту тела естественно. В традициях многих религий вопрос чистоты тела связан с вопросом чистоты души, помыслов и является обязательным требованием при совершении обрядовых действий. Часто даже периодичность и порядок совершения гигиенических процедур четко определены. Одним из наиболее распространенных на Востоке после VI века, а с XVI века и в России стал особый предмет быта — кувшин с узким носиком. Наиболее он известен под тюркским наименованием — кумган. Такая конструкция служила удобному использованию кумгана для омовения перед намазом — мусульманским религиозным обрядом. Кумган был настолько распространен, что породил отдельное направление народного промысла, а сами предметы стали также отражением статуса и достатка своих владельцев.

В музейной коллекции несколько образцов предметов данного вида. Один из них вместе с латунным тазом (легеном) начала XX в. демонстрируется в этнографическом зале.

Кумганом и тазом пользовались при утреннем умывании, до и после приема пищи. Казахский народ всегда славился приемом гостей. А кумган и таз были основными атрибутами ритуала. Гости мыли руки до и после чая, немного отдохнув, опять мыли руки и ели бешбармак. Мыли руки, полоскали рот после мяса.

Керамические пивные кружки с металлической крышкой, также известные как бирштайны, появились в Германии в XVI веке. Слово «штайн» происходит от немецкого steinzeugkrug, буквально — глиняный кувшин или каменная кружка. Но со временем стали называть любую пивную кружку. В XIV веке по всей Европе, включая Германию, свирепствовала бубонная чума. И в это время появились крышки (или по-другому «декели»). Погибших от болезни людей просто не успевали убирать с улиц, из-за этого города наводнили огромные полчища насекомых, распространявших дизентерию и другие опасные болезни. В связи с этим органы городского управления городов Германии опубликовали указы, призывающие жителей соблюдать правила личной гигиены, среди которых было рекомендовано пользоваться крышками, как для пивных кружек, так и для другой посуды. Крышка была оснащена специальным рычажком для большого пальца, чтобы не дотрагиваться до краев крышки руками, при этом каждый посетитель был обязан ходить в пивную со своей кружкой. В период между 1340 и 1380 годами «черная смерть» унесла жизни более 25 миллионов европейцев. Изготовление крышек из керамики было непрактичным, и благодаря хлопотам членов гильдии по производству оловянных изделий, кружки для пива были снабжены механизмом, прикреплявшим откидную крышку к кружке. Так ее можно было поднять одним большим пальцем.

Пивная кружка поступила в фонды Атбасарского историко-краеведческого музея от жителя г. Атбасара Александра Егоровича Белавина(1931 г.р.). А.Е. Белавин родился в Саратовской области РСФСР, приехал в Казахстан в годы освоения целины. С 1954 по 1960 годы жил в совхозе «Новосельский» Атбасарского района. С 1970 г. Александр Егорович работал слесарем в Атбасарском ремонтно-механическом заводе, который был создан в 1957 г. на базе двух межрайонных ремонтных мастерских.

Кружка из каменной массы в металлической оправе с рельефной сценой украшена в сувенирном стиле — бидермайер. Характерное решение немецких мастеров — трехлопастный отъем крышки. По легенде пивная кружка была снабжена в поддоне механической музыкой. Навершие оловянной крышки заменено со временем ее обладателем на четырехгранную копьевидную шишку. В боковых медальонах — надписи готическим шрифтом. В центре, между медальонами — галантная сцена — рельефное изображение девушки с корзиной цветов и парня за ней.

Бирштайн цвета слоновой кости с оловянной крышкой и датировкой 1837 года украшен кобальтом, лепниной, рельефом, гравировкой, чеканкой. Высота — 26 см, диаметр — 12 см. В настоящее время экспонируется в экспозиции музея.

Айман САЛЬМУХАМЕТОВА,
старший научный сотрудник отдела этнографии.

Читайте также