Занятия идут по расписанию

Работаем удаленно
«Вчера два студента из 3967, обучающихся на дневном отделении, на связь не вышли. Причины мы знаем. У одного из них дома нет компьютера. Привезли из университета, передали во временное пользование. Второй проживает в дальнем селе. Сейчас переехал в г. Атбасар к родственникам. Там с интернетом проблем нет».

Руководитель департамента академического развития КГУ им. Ш. Уалиханова Серик Каирденов каждого студента в лицо, конечно, не знает, но стоит ему открыть соответствующую программу на компьютере, и вот они все «как на ладони»: посещаемость, успеваемость, проблемы. Но, они, как и в случае с этими двумя студентами, решаются оперативно. Расстояния и география при этом роли не играют.

Студенты, приехавшие в наш город из южных и западных регионов страны по программе «Серпін», как и все остальные, разъехались по домам. Многие из них на время занятий ездили к родственникам, живущим в населенных пунктах с широкополосным интернетом. Этой возможности лишились, когда ограничили передвижения внутри областей.

Руководство вуза провело селекторное совещание, заключили договоры с директорами местных школ, студентам разрешено заниматься там.

А в целом посещаемость занятий, проводимых в режиме онлайн, выросла. Проспать, опоздать теперь никому не удается, мама разбудит, проследит, чтобы не отлучался. Но это невозможно в принципе. Преподаватель, сидя за своим компьютером, видит всех.

Курьезы, конечно, бывают. Студент — он и в режиме онлайн студент. Девушка, которой срочно понадобилось выйти из дома, вместо себя усадила сестренку. Но похожи они не настолько, чтобы преподаватель этого не заметил, да и на вопросы «двойник» ответить не могла. Так что теперь придется занятие отрабатывать.

Все-таки больше 100 студентов дневного отделения занимаются сейчас в режиме офлайн. Методически этот процесс обеспечен полностью, но эффекта присутствия на занятиях нет. Для молодых людей, возможно, это создает психологические трудности, есть возможность отложить «на потом». Но ненадолго. Задания нужно выполнять и отправлять по электронной почте или мессенджеру ватсап в те же сроки, что и другие.

После 16 марта в общежитии осталось 16 студентов. 10 из них — этнические казахи их Китая и Монголии. Пустующих комнат столько, что при необходимости можно неделями не пересекаться. Студенты медицинского факультета из Индии с первых дней обучения проживали в отдельном здании, не покидают его и сегодня.

Вообще, таким безлюдным ведущий вуз нашего региона даже в каникулярное время никогда не был. Жизнь в нем кипела. Сегодня карантинные требования выполняют неукоснительно, в здании вуза, в отдельных изолированных кабинетах — несколько человек, присутствие которых необходимо. Маски, перчатки, антисептики… А учебный процесс продолжается, причем по прежнему расписанию.

Переход на дистанционное обучение ни у преподавателей, ни у студентов растерянности не вызвал. К нему были готовы. Современная система высшего образования предполагает сокращение аудиторных занятий, акцент — на самостоятельное получение знаний студентами. Преподаватель — проводник, советчик, мотиватор…

Да и пришедшее на смену заочному дистанционное обучение тоже сыграло свою роль. Студенты этой формы изначально занимались удаленно. Соответствующий модуль для обеспечения учебного процесса закуплен, все контенты (силлабусы, учебно-методические комплексы), подготовленные преподавателями, загружены.

Мощности сервера пока хватает, но, понятно, что на пределе. Принято решение о закупе нового. Полученный по одному из международных проектов грант позволил своевременно приобрести компьютерную лабораторию, в которой преподаватели записывают видеолекции, демонстрируют опыты, проводят эксперименты. Все они доступны каждому студенту.

Конечно, будущим химикам, биологам, медикам… надо и самим «пороху понюхать». Но пока приходится довольствоваться виртуальными лабораториями. Их (самых современных и очень недешевых) вузом закуплено немало.

Серик Сырлыбаевич говорит о том, что сегодня вузы республики проявляют корпоративную солидарность, обмениваются различными программами. Программа ZOOM позволяет и СРП (самостоятельная работа студента с преподавателем) провести, выслушать каждого, коллективно решать задачи… Что касается учебной литературы, то практически вся она оцифрована, «вход» в любую библиотеку страны теперь возможен каждому в любое время дня и ночи.

Так что эффекта «снега на голову» временный всеобщий переход на дистанционное обучение не вызвал ни у студентов, ни у преподавателей. Конечно, некоторым заслуженным работникам образования с огромным стажем работы не так просто было освоить современные обучающие технологии. Но иначе сегодня нельзя. Тем более, что есть эффективная школа наставничества, в которой молодые и «продвинутые» в этом отношении преподаватели помогают своим старшим коллегам.

Все понимают, что вероятность резкого повышения успеваемости студентов при таком дистанционном оценивании есть. Возможность подсмотреть, получить подсказку велика. Но здесь уже приходится уповать на совесть, понимание того, что «не оценки ради, а знаний для…» высшее образование они получают. Именно образование, а не диплом.

Но, конечно, радость живого общения — дорогого стоит. И с сокурсниками, и с преподавателями.

— Студенты хотят заниматься в стенах вуза, — говорит Серик Каирденов.

Ну, что же, желание понятное. Так и будет. И будет тем скорее, чем дисциплинированнее и ответственнее сегодня мы будем соблюдать условия карантина.

Нина МИТЧИНОВА.

Читайте также