Архивная справка: проще, чем кажется…

Еще совсем недавно большая часть населения нашей страны предпочитала пользоваться государственными услугами в обычном формате, то есть, посещая учреждения лично, собирая множество документов на бумажных носителях. Сопровождалась эта беготня по инстанциям многими проблемами: многочасовым стоянием в очередях, административными барьерами, максимальными затратами времени, увеличением сроков оказания государственных услуг… Все это создавало неприглядный образ государства в глазах обывателей. А обойтись без государства, увы, не удается: госуслуги — постоянное «место пересечения» граждан с государством. Они охватывают все сферы и весь период жизнедеятельности человека, от получения свидетельства о рождении, документов, удостоверяющих личность, до вопросов образования, медицинского обслуживания и прочего.

Актуальность вопроса и повышение спроса граждан на госуслуги привели к необходимости урегулирования этой сферы на законодательном уровне. Так, 15 апреля 2013 года был принят Закон Республики Казахстан «О государственных услугах». В целях повышения эффективности госуслуг, упрощения процедуры обращения за ними и открытого диалога с властью был создан информационно-справочный электронный «Портал электронного правительства Республики Казахстан» — www.egov.kz.

В числе нескольких сотен государственных услуг, оказываемых нашим гражданам этим мега-сайтом, есть и государственная услуга «Выдача архивных справок, копий архивных документов или архивных выписок». Обратившись в архив через веб-сайт электронного правительства, люди могут получить архивную справку о трудовом стаже, заработной плате, учебе, награждениях, об имущественных правах и по многим другим вопросам. Немалое число запросов связано с многочисленными изменениями территориального характера, переименованиями административных единиц, предприятий и учреждений. Архивные справки помогают обеспечить социальные гарантии, отвечают на вопросы, происходившие в далеком прошлом, проливают свет на «белые пятна» семейных историй.

Еще совсем недавно для получения архивной справки или копии архивных документов заявителю необходимо было посетить архив лично или обратиться сюда посредством почтовой связи. Сегодня жители Казахстана могут легко заказать архивную справку в любое время суток, не выходя из дома. Подать электронное заявление граждане могут, воспользовавшись любым электронным устройством: персональным компьютером, телефоном или планшетом, имеющим доступ к сети Интернет. Популярность электронной услуги год от года растет, ибо она позволяет минимизировать время доставки запроса, сокращает материальные затраты заявителей, позволяет обратиться из любого удобного для вас места, невзирая на праздничные и выходные дни. Необходимо отметить, что ежедневно в облгосархив поступают десятки запросов из разных концов нашей республики, а также стран СНГ, Балтии, из Германии, Греции, Польши, Израиля, Канады, где волею судеб оказались наши бывшие соотечественники. Все это свидетельствует об усилении социальной роли архивов. Ни один запрос из нескольких тысяч обращений, поступающих в Акмолинский областной архив из разных уголков мира, не остается без внимания. Исполнение запросов — дело ответственное и кропотливое, ведь за строчками стандартных заявлений стоят люди, которым архивные сведения позволяют обеспечить социальные гарантии, защитить правовые интересы, улучшить материальное положение. В 2019 году государственным архивом Акмолинской области было исполнено 3 497 запросов физических и юридических лиц социально-правового характера, большая часть из которых поступила в облгосархив посредством портала «электронное правительство». Эти данные свидетельствует о росте популярности среди населения электронной государственной услуги «Выдача архивных справок, копий архивных документов или архивных выписок».

Архивы стоят на пороге глобальных перемен, и это воодушевляет работников службы. В рамках государственных программ «Информационный Казахстан-2020», «Архив-2025» полным ходом идет работа по созданию Единой системы электронных архивов, которая позволит получить доступ к любому виду архивных документов Национального архивного фонда Республики Казахстан через современные информационные технологии. Для архивной отрасли Акмолинской области перевод деятельности в информационный формат, работа по оцифрованию и конвертированию архивных документов является актуальной и приоритетной. Делается все возможное для того, чтобы архивы были доступны и служили людям.

Назира ИСЕНОВА,
руководитель отдела использования и выдачи документов Государственного архива Акмолинской области.

Читайте также