Социальное предпринимательство
В нынешние праздничные дни никто о тоях, масштабных народных гуляниях не помышляет. Понимаем, что сегодня иначе нельзя. Но собраться своей семьей за дастарханом с традиционными блюдами — дело святое. Ведь в одиночестве и праздник — не праздник.
В высоком светлом доме на окраине Кокшетау — частном пансионате для престарелых и инвалидов — живут сегодня люди, которым не только Наурыз, но и все иные праздники долгие годы встречать было не с кем. Так жизнь сложилась, что на старости лет или после болезни тяжелой, травмы внезапной остались они беспомощными. Мир, конечно, не без добрых людей. И государственные органы в стороне не остаются. Но уход, медицинское наблюдение и помощь нужны им круглые сутки.
Создавая пансионат, Галия Рахимберлина хорошо сознавала, что будет нелегко, (см. «АП». 12.10.2015. «Пансионат, а не дом престарелых»). Но уж очень хотелось помочь людям, попавшим в беду. И не только старым и немощным, но и их близким, тоже часто людям уже нездоровым или находящимся далеко от Кокшетау.
Буквально с первых дней создания живет в пансионате бабушка старенькая. Единственной дочери тоже за 60, болеет часто. Того и гляди рядом с мамой поселится.
— Привезли к нам парня из района. Родители умерли, он в драке получил черепно-мозговую травму. Полностью обездвижен, — рассказывает Галия Бер-кимбаевна. — Наши девочки его выходили. В кресле сидит. Ложку, расческу в руке держит.
Поселился в пансионате и ветеран педагогического труда. Семьи у него не было никогда. И здесь на контакт идет тяжело. Но к персоналу относится с уважением.
Еще одному опекаемому — Болату едва за 50. Перенес два инсульта. Инвалидное кресло. Не разговаривает. У сестер, братьев — свои семьи, дела, проблемы. В складчину оплачивают его пребывание здесь.
А недавно Болат затосковал, отказывался не только есть, но и пить. А все потому, что уволилась одна из санитарок, к которой он, как оказалось, относился по особому. Шынар Рахметова — многодетная мама, получила квартиру по госпрограмме. Добираться до работы стало далеко и сложно. К тому же по другой госпрограмме получила грант небольшой, обучилась парикмахерскому делу, инструменты необходимые закупила. Но Галия Беркимбаевна и здесь нашла выход. Оформили ее в пансионате уже в другом качестве. Дважды в неделю приходит побрить, постричь постояльцев. И в первую очередь — идет к Болату. Он повеселел. Ждет ее приходов.
Но таких постояльцев, чьи родные доплачивают за пребывание в пансионате (по нынешним ценам сумма небольшая), пенсия-то, как правило, у них минимальная, — меньшинство.
Это при том, что в каждом подъезде, селе есть одинокие и беспомощные, для которых такой круглосуточный уход нужен, как воздух. Но… То где-то кто-то стыдится родственника определить в «дом престарелых», а кому-то, что там греха таить, пенсия стариковская нужна.
На большую прибыль Галия Рахимберлина изначально не рассчитывала, но бизнес-проект становился окупаемым при наличии 50 постояльцев. А их поначалу было меньше, чем обслуживающего персонала. Она, конечно, не из тех, кто пасует перед трудностями. Но и работать себе в убыток, конечно, не могла.
Выходом стало государственно-частное партнерство. Через организованный ею ОФ «Үміт шаңырақ» получили госсоцзаказ. Органы соцзащиты направляют сюда людей, которые жить самостоятельно явно не могут, а под критерии государственных МСУ не подходят.
— Бывает, что звонят вечером: из больницы выписывают, деваться некуда, примите. Позже оформим официально, — рассказывает хозяйка пансионата. — Не оставлять же людей на улице. Принимаем всех: лежачих, избитых, со старческой деменцией…
Появились и друзья, помощники. Здесь хорошо помнят первый приезд Ермека Маржикпаева в бытность его акимом города. Буквально накануне дорогущий натяжной потолок взял и разошелся чуть ли не посередине. Сотрудницы старательно закрывали трещину шарами и гирляндами. Напрасно старались. Ермек Боранбаевич заметил тут же: «Что случилось? Смету составьте, поможем». И так — в каждый приезд. А бывает он здесь регулярно. Поздравлял постояльцев с недавним женским днем: «Ну, что вам подарить в следующий раз?». В ответ: «Компьютер!».
Планы у Галии Рахимберлиной большие: прачечную оборудовать за пределами здания, просторный двор за пять лет озеленить пока не удалось, не приживаются сосенки, как ни старательно за ними ухаживали. Нужна помощь профессиональных садоводов. Главное — сделать жизнь в пансионате комфортнее и здоровее, зарплату сотрудникам, а их уже 20.
А прибыль… О ней спрашивать не принято.
— Выживаем потихоньку, — говорит хозяйка. — Вот построим… сделаем… купим… Дальше легче будет. Зато на душе хорошо и спокойно. На то он и социальный, этот бизнес.
Любят в этом большом и светлом доме праздники. Жаль что нынешний Наурыз мейрамы придется встречать без гостей. Но будут у них и Наурыз коже, и бешбармак. Казы, другие деликатесы для него кто-то из сотрудников всегда из дома приносит. Те, кто сможет, споют. Кто-то просто послушает. Жизнь продолжается.
Нина МИТЧИНОВА.
Фото Айбека ДАНЬЯРОВА.