Государственная служба
Почему многие государственные служащие вынуждены работать сверхурочно? Поиск ответов на этот вопрос был ключевым на брифинге, прошедшем на площадке РСК.
По информации руководителя управления контроля в сфере государственной службы областного департамента по делам госслужбы Каиржана Султангазиева, только в феврале этого года суммарная задержка после 18.30 составила порядка 70 часов.
На первый взгляд цифра невелика. Если эти 70 часов разделить на число госслужащих — 5171, то вообще секунды получаются. Форс-мажор бывает не только на госслужбе. В Японии переработки вообще считаются признаком корпоративной солидарности, преданности компании. Но 70 часов — это только в тех госорганах, где установлена система СКУД, в автоматическом режиме учитывающая время входа и выхода государственных служащих посредством использования магнитных карт. А их — менее 30%. Кроме того, видимо, далеко не все госслужащие работают допоздна по доброй воле.
Большая часть — в силу причин, выявленных сотрудниками департамента в ходе проведенного анализа. Каиржан Калиевич обоснованно отнес их к числу системных: неравномерное распределение нагрузки между работниками, нерациональное использование и распределение рабочего времени, «срочные» поручения руководителей и вышестоящих государственных органов с неоправданно короткими сроками исполнения.
— В адрес акима Акмолинской области, руководителей государственных органов департаментом направлены письма о необходимости внедрения в государственных органах «гибкого графика работы», принятия мер по установке СКУД, включении ключевого целевого индикатора о снижении (исключении) сверхурочной работы государственных служащих в индивидуальные планы работ руководителей государственных органов. Все руководители предупреждены об административной ответственности за нарушение трудового законодательства.
Прецедент есть. Один из руководителей областного управления в октябре прошлого года подвергся штрафу. Но ситуация в возглавляемом им ведомстве от этого, увы, не изменилась.
— Ну, как мы уйдем, — искренне недоумевают сотрудники. — Вдруг руководителю какая-то информация понадобится или задание срочное даст.
— Как я уйду, из аппарата могут позвонить в любое время, — это уже руководитель обосновывал свое присутствие на рабочем месте поздним вечером.
— Да, семья, дети, но работу терять нельзя, — говорят и женщины, вынужденные воспитывать детей большей частью «дистанционно». По информации, предоставленной на брифинге руководителем управления государственной службы Гульмирой Евниевой, в госорганах нашей области дам всех возрастов — 3352 (65% от общего количества госслужащих).
Каиржан Султангазиев рассказал о мерах, принимаемых Агентством по делам государственной службы. Они едины для госорганов любого уровня.
Полностью исключить переработки не удастся нигде, никому и никогда. Но причиной для этого могут быть «эпидемиологические, чрезвычайные, природные, техногенные ситуации, стихийные бедствия и другие, которые требуют оперативной реакции уполномоченных органов». Конечно, понятие «другие причины» достаточно широко и расплывчато. Но, по словам спикера, в любом случае они должны быть связаны с обеспечением безопасности граждан.
Если возникла служебная необходимость трудиться во внерабочее время либо в выходные и праздничные дни, то только с письменного согласия работника и после соответствующего приказа. В этих случаях государственному служащему предоставляются дни (часы) отдыха или работа компенсируется в соответствии с системой оплаты труда госслужащих. Из Трудового кодекса РК следует, что за работу в выходные и праздничные дни работнику по его желанию предоставляется другой день отдыха или производится повышенная оплата труда, но не ниже чем в полуторном размере исходя из дневной (часовой) ставки работника.
Проведенный департаментом анализ показывает, что в подавляющем большинстве случаев перерабатывающим госслужащим предоставляется выходной.
Используют ли они его? А если используют, то не приводит ли это к переработке других коллег, вынужденных остаться в меньшинстве? Какие причины указываются в приказах о работе во внеурочное время? Все ли они связаны с обеспечением безопасности граждан?
Представляется, что ответы на эти вопросы, заданные журналистами на брифинге, принятые в соответствии с этим меры, могли бы ситуацию изменить.
А что по этому поводу думают сами госслужащие? Пишите, звоните…
Нина МИТЧИНОВА.