Исход поединка решали секунды…

Героям-землякам — слава!
Николай Иванович Должанский — бывший старший летчик 165-го гвардейского штурмового авиационного полка 10-й гвардейской штурмовой авиационной дивизии 2-й воздушной армии 1-го Украинского фронта, гвардии лейтенант.

Родился 27 сентября 1917 года в с. Зеренда нынешнего Зерендинского района Акмолинской области. После окончания школы работал техником главного дорожного управления в Алма-Ате и одновременно учился в аэроклубе. 20 февраля 1940 года был призван в РК КА и направлен в школу младших авиационных специалистов г. Ташкента. В феврале 1941-го зачислен курсантом Тамбовской военно-авиационной школы пилотов, а в мае 1942-го откомандирован в Первую Чкаловскую военно-авиационную школу пилотов им. К. Ворошилова, где переучился на Ил-2. В действующей армии с июля 1943 года. Выполнял задания по штурмовке передовых позиций противника, ударам по аэродромам, складам, базам, железнодорожным станциям в прифронтовой полосе, разведке нахождения важных объектов и передвижения немецких войск.

Первые штурмовки Н. Должанским были совершены на Курской дуге. На своем Ил-2 в те напряженнейшие дни и недели вместе с танкистами и артиллеристами крушил крупповскую броню немецких танковых армад, совершая по 2-3 вылета в день. Здесь же приобрел и опыт ведения разведки, умение обходить или прорываться через огонь зенитных батарей.

…Первый бой запомнился Должанскому на всю жизнь. Он был правым ведомым в звене. На подходе к линии фронта десять «мессершмиттов» атаковали наши штурмовики, шедшие без прикрытия. «Круг!», — скомандовал командир звена, и летчики быстро перестроились так, чтобы прикрывать друг друга своим огнем. Начался воздушный бой. Пламя охватило два фашистских самолета. И все же, чувствуя свое превосходство, враги продолжали наседать. Один из «Мессеров» пристроился к хвосту самолета Должанского. Казалось, уже не вырваться из зоны огня. Но летчик резко положил машину на левое крыло и с разворотом ушел вниз. А потом набрал высоту. Проскочивший вперед истребитель оказался в перекрестье прицела. Трассирующие пули прочертили кривую и вонзились в фюзеляж стервятника.

Вдруг гвардии лейтенант увидел, что на самолет товарища пикирует другой «Мессер» и резким поворотом направил свою машину на врага. Исход поединка решали секунды. Нажал гашетку. Пулеметная трасса потянулась к черным крестам. Но не достала. С каждой секундой расстояние между самолетами сокращалось. Должанский опять начал «загонять» фашиста в прицел. Улучшив момент, ударил изо всех огневых точек. Самолет врага, выбросив клубы густого черного дыма, рухнул на землю…

Вскоре после этого боя на груди Николая Должанского засиял первый орден — Красного Знамени. Потом гвардейцы-летчики штурмовой авиадивизии взяли «под свое крыло» форсирование Днепра войсками 1-го Украинского фронта. Только от рева моторов пикирующих «Илов» гитлеровцы буквально готовы были зарыться в землю с головой. А ракетные и бомбовые удары штурмующей авиации сеяли панику и ужас у защитников «неприступного вала», деморализовали оборону противника. Надежная воздушная поддержка наших наступающих войск вселяла уверенность в успех и победу.

При освобождении западных земель Украины Должанскому поручили произвести разведку в тылу врага. Он поднял свою машину в небо. Под крылом проплывали разрушенные фашистами города и села львовщины. Сердце сжималось от боли, в душе закипали гнев и ненависть к тем, кто принес столько страданий советским людям. Напряженно всматриваясь в безмятежную даль, понял: враг притаился и хочет остаться незамеченным. Вдруг увидел облако пыли, клубящееся вдоль дороги, ведущей к Бродам. Определил: боевая техника на марше. Но чья она? Наступают наши или меняют позицию фашисты? Решение одно: снизиться и разглядеть, как следует. Стрелка высотомера быстро движется к нулю. Летчик видит вытянувшуюся на несколько километров колонну танков и автомашин. Заметны зеленые мундиры. И ни единого выстрела с земли. Молчат зенитки. Неужели немцы обознались? Вряд ли! Яркие алые звезды на крыльях видны далеко. Значит, надеются, что их примут за своих. Черта едва! Выравнивает машину и проносится над колонной. Через несколько секунд фашистские зенитки открывают огонь, но поздно. Советский штурмовик уходит, набирая высоту. Через некоторое время группа «Илов» во главе с гвардии лейтенантом Должанским появилась над колонной. Горело все: танки, автомашины, пушки. А к району боя спешили и другие эскадрильи.

Победа досталась нелегко. Во время штурмовки самолет Должанского и его ведомого атаковали два «Фоккера». Крутые виражи сменялись «горками» и пикированием. Командир пары штурмовиков, умело маневрируя, отбивал многочисленные атаки. Один из вражеских истребителей делал медленный разворот и, получив от воздушного стрелка экипажа Должанского Ивана Подсветова долю свинца, объятый пламенем, упал на заболоченный луг. Второй фашист, изловчившись, выпустил очередь по самолету Должанского. Задымил мотор. Началась тряска. Машина плохо слушалась рулей управления. Однако Николай Иванович продолжал бороться за ее жизнь. Он осторожно, стараясь подольше сберечь каждый метр высоты, вел штурмовик. Немецкие пули дырявили плоскости, рвали обшивку фюзеляжа. Но израненный самолет пробивался. Преодолев линию фронта, приземлился на своей территории.

Гвардии лейтенант Должанский к августу 1944 года совершил 113 боевых вылетов по уничтожению живой силы и техники противника, к концу войны — 150. Участвовал в освобождении Молдовы, Румынии, Венгрии. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 октября 1944 года удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали Золотая звезда. Награжден также орденами: двумя — Красного Знамени, Александра Невского, Красной Звезды, «Отечественной войны» I степени, Республики Беларусь «За Службу Родине» III степени, медалью «За боевые заслуги» и многими другими.

После войны Н. Должанский окончил курсы усовершенствования командного состава, служил в авиационных частях Дальневосточного и Белорусского военных округов. Уволился в запас в 1957 году в звании полковника. Жил в г. Бресте. Долгие годы строил дороги на Полесье, будучи начальником ДЭУ. С 1977-го по 1980-й был мастером по ремонту взлетно-посадочной полосы Брестского аэропорта. Затем 10 лет работал техником на электромеханическом заводе. С января 1991 года занимался общественной деятельностью, вел большую работу по военно-патриотическому воспитанию молодежи. Кстати, является победителем Всесоюзного конкурса знатоков хоккея, проводимого газетой «Известия», 1981 года.

Умер 25 октября 2011 года. В г. Бресте, на доме по адресу: проспект Машерова, 39, в котором жил Герой Советского Союза, летчик-штурмовик Николай Иванович Должанский, установлена мемориальная доска.

Марат НУРСЕИТОВ,

по материалам областного госархива и ЦГА МО РФ.

Читайте также