Инклюзивное образование: не цифры, а результаты

Партийный куратор
О внедрении инклюзивного образования в Казахстане говорится уже давно. Сегодня во многих населенных пунктах, в том числе и в нашей области, созданы инклюзивные классы, проводится адаптация школ для безбарьерного доступа к ним людей с инвалидностью. Эффект от совместного обучения обычных детей и ребят с особенностями развития уже доказан практиками других стран. Однако у нас проблемой для учителей пока еще остается и учебная литература для педагогов инклюзивных классов, и качественная подготовка специалистов. Об этом шла речь на заседании комиссии регионального куратора партии «Nur Otan» по направлению «Образование» в СШ № 19.

Место проведения совещания, как выяснилось, было выбрано неслучайно: здесь в разных возрастных параллелях уже несколько лет внедряется инклюзия. Кроме детей, обучающихся на дому в силу особенностей здоровья, в специальных и общеобразовательных классах школы учатся 89 ребят с инвалидностью по разным заболеваниям: нарушения слуха, зрения и речи, задержка психического развития, проблемы с опорно-двигательным аппаратом. Многие ребята в школе делают неплохие успехи, через некоторое время обучения переводятся из специальных классов в общеобразовательные, после окончания школы поступают в колледжи и даже вузы. Как рассказала на совещании координатор ресурсного центра по инклюзивному образованию школы № 19 Ольга Дмитриева-Лепешева, очень многие родители приводят детей с особыми образовательными потребностями именно сюда, зная, что школа развивает инклюзию не первый год. Однако вопросов все равно остается много.

В нашем регионе, как отметила на совещании заместитель руководителя облуправления образования Ботакоз Дюсенова, состоят на учете более 10 тысяч детей с особыми образовательными потребностями, в том числе 1280 детей-инвалидов. Инклюзивное образование в текущем учебном году получает 2791 ребенок. В 2019 году доля школ, создавших условия для инклюзивного образования, составила 76,8% — это 354 школы. Спикер отметила, что в связи с тенденцией к росту числа детей с аутизмом в Казахстане и в Акмолинской области, а также учитывая обращения родителей детей с аутизмом совместно с корпоративным фондом «Болашақ» в Кокшетау на базе СШ №4 был открыт кабинет поддержки инклюзии. Подобный же кабинет открыт при СШ № 4 г. Щучинска.

— В системе дошкольного образования работает 81 педагог-дефектолог, еще 40 педагогов имеют дефектологическое образование, но работают по другой квалификации. В системе общего среднего образования 70 педагогов-дефектологов работают в другой должности, — говорила Ботагоз Балапаевна, отмечая главную проблему сферы — кадровый голод. — Подчеркну, что для решения проблемы дефицита кадров управлением образования инициировано выделение 20 грантов акима области по специальности «Дефектология» — теперь она существует в КГУ им. Ш. Уалиханова, Кокшетауском университете им. А. Мырзахметова, учатся наши студенты и в Северо-Казахстанском государственном университете им. М. Козыбаева.

В числе проблем отрасли были названы также отсутствие специального автотранспорта в районах и помещений для размещения кабинетов психолого-педагогической коррекции, необходимость открытия областного центра психолого-педагогической реабилитации в г. Кокшетау и кабинетов поддержки инклюзии в школах области. Конечно, на решение всех этих вопросов нужны немалые средства.

О недостатках в организационной работе при внедрении инклюзивного образования говорил на совещании председатель Координационного совета по развитию инклюзивного образования в области, к.п.н. Марат Ибраев.

Первый заместитель председателя областного филиала партии «Nur Otan» Галым Бекмагамбетов ключевыми целями работы в инклюзивном образовании назвал качественную подготовку кадров, создание благоприятного психологического климата в инклюзивных классах и обязательно — достижение результатов.

— Сегодня в этой системе еще есть немало трудностей, и это объяснимо. Но нужно работать, добиваться результатов. Инклюзивное образование у нас внедряется с 2014 года. Что изменилось с тех пор? Нужен глубокий анализ, обмен опытом среди педагогов, массовое внедрение лучших практик в систему, — отметил он, комментируя выступления спикеров.

По итогам обсуждения разных предложений на заседании были приняты рекомендации.

Владислава КОКОРИНА.

Читайте также