Не за страх, а за совесть

Правовое государство
«Буквально на днях принято постановление Правительства о новой системе поощрения граждан за сообщения о фактах коррупции.Теперь сумма вознаграждения будет дифференцированной, как в большинстве стран ОЭСР. Человек, сообщивший о факте коррупции, может получить 10% от суммы взятки после обвинительного приговора. Максимальное вознаграждение — 10 млн 600 тыс тенге. Мы рассчитываем, что это нововведение придаст ощутимый импульс вовлечению граждан в реальную борьбу с коррупцией».

Об этом на прошедшем на прошлой неделе заседании коллегии Агентства РК по противодействию коррупции говорил глава Антикоррупционной службы Алик Шпекбаев. Он изложил разработанную в агентстве простую и понятную формулу искоренения коррупции: эффективная превенция,  масштабное просвещение, конструктивное партнерство и действенные уголовно-правовые меры. Фундаментально пересмотрены подходы к работе, потому что, по словам руководителя агентства, доминировавшая в прежние годы однобокая борьба с последствиями коррупции не дала желаемых результатов и привела к абсолютизации карательных мер: «Весьма показательным в этом отношении является ошибочный тезис, что мы должны вселять страх. «Я ничего так не боюсь, как испуганных людей», — этой цитатой американского поэта Роберта Фроста я бы ответил всем, кто призывает нас к тотальному устрашению. Абсолютно убежден, что добропорядочное и проактивное общество можно сформировать только на основе конструктивного диалога и эффективного партнерства».

Поэтому агентство делает ставку на масштабное привлечение гражданского общества к выработке антикоррупционных инициатив и процессу их реализации.

При этом «будут проработаны меры по усилению ответственности за коррупцию. Речь идет об отмене отбывания лишения свободы коррупционерами в колониях-поселениях, условно-досрочного освобождения и кратных штрафов по тяжким и особо тяжким коррупционным преступлениям, ужесточении наказания за посредничество во взяточничестве и покушение.

У нас штрафы начали воспринимать как индульгенцию. А того, по кому плачет тюрьма, отправляют отбывать в облегченных условиях, вместе с теми, кто совершил преступление по неосторожности».

Алик Шпекбаев также сообщил, что в целях борьбы с коррупцией планируется дальнейшее совершенствование системы закупок. То есть правила будут одними для госорганов и национальных компаний. Уже в этом году начнется работа по обеспечению максимальной прозрачности финансовых транзакций при освоении бюджетных средств и реализации тендеров.

В ближайшее время планируется распространить понятие «коррупции» на частный сектор. В Казахстане субъектами коррупционных преступлений являются лишь госслужащие и руководители квазигосударственного сектора.

— Традиционно наиболее высокие коррупционные риски наблюдаются в деятельности коммерческих банков, субъектов естественных монополий, крупных производственных и добывающих предприятий, торговых сетей, — отмечал Алик Шпекбаев. — Предусмотренные сегодня в Уголовном кодексе статьи о коммерческом подкупе и получении незаконного вознаграждения фактически не работают. Хотя по своей сути они соответствуют всем признакам взяточничества, требуют перевода в разряд коррупционных.

Первый заместитель Председателя партии «Nur Otan» Бауыржан Байбек акцентировал внимание на активизации деятельности Общественных советов по противодействию коррупции при партии на всех уровнях.

— За допущенные коррупционные нарушения к партийной ответственности привлечены 196 членов «Nur Otan», в том числе заместители акимов Актюбинской, Восточно-Казахстанской и Кызылординской областей, руководители областных управлений и акиматов районов. Только за второе полугодие 2019 года за совершение коррупционных правонарушений из партии исключены 96 человек, — отмечал он в своем выступлении.

Министр информации и общественного развития РК Даурен Абаев считает, что «…есть большой потенциал в совместной работе с агентством по информационному направлению. Речь идет не только о новостной составляющей. Не менее важно давать правильный идеологический посыл в сериальной продукции, социальной рекламе, документалистике…».

Министр образования и науки РК Асхат Аймагамбетов сообщил, что практику, апробированную при аттестации педагогов, планируется реализовывать и при проведении ЕНТ: «С введением электронного формата аттестации педагогов МОН РК отказался от процедуры их досмотра на входе. Но взамен перед каждым педагогом поставили камеры». Будет совершенствоваться практика, которой обнаружение сотового телефона при досмотре школьника приравнивается к умыслу пронести его на экзамен. Наказывается такой поступок недопуском к сдаче ЕНТ: «Сам факт того, что ты пытаешься обмануть, говорит о том, что мы не должны допустить тебя к этому тестированию. В июне также будем действовать очень жестко. Обманывать и проявлять нечестность — такое нам поощрять не стоит».

Изменится и процедура присуждения отличникам учебы знака «Алтын белгі»: «Несколько лет назад процедура была упрощена. Ее отдали на уровень школ, и с тех пор в геометрической прогрессии ежегодно растет количество обладателей знака. Хотелось бы надеяться, что это результат повышения качества обучения, но вместо ожидаемого положительного эффекта это породило коррупционные риски в данной сфере».

Нина МИТЧИНОВА.

Читайте также