27 января — День полного освобождения советскими войсками города Ленинграда от блокады его немецко- фашистскими войсками (1944 год). Это День воинской славы и гражданского мужества. Одновременно — это одна из самых трагичных страниц всей Великой Отечественной. Время героической защиты Ленинграда принято считать с 8 сентября 1941 года, когда замкнулось первое вражеское кольцо блокады. Именно в этот день возле села Синявино Ленинградской области приняла свое боевое крещение 310-я стрелковая дивизия, сформированная в городе Акмолинске в июле 1941 года.
Формирование было недолгим: призывники из Акмолинской, Кустанайской, Кокчетавской, Карагандинской и Северо-Казахстанской областей составили три стрелковых и один артиллерийский полки, истребительно- противотанковый и минометный дивизионы, саперный и медико-санитарный батальоны, разведывательную и автомобильную роты… Личный состав на 40% представляли казахи, русские (30%), украинцы (25%) и 5% другие национальности, проживающие в Казахстане. В действующую армию Акмолинская (справедливее по биографиям призывников было бы ее называть «Казахстанская») дивизия была зачислена уже 27 августа 1941-го. Сколь спешным было ее формирование, столь же стремительно менялись события, в которых участвовала. Известно, например, о направлении 310 СД на фронт: по приказу НКО первым местом дислокации был обозначен Калининский фронт, но тут же дополнительным распоряжением указывался г.Тихвин, район ожесточенных боев за Ленинград.
Боевое крещение дивизия приняла достойно. Об этом скупо задокументировано в «Журнале боевых действий», который был рассекречен только 8 мая 2007 года:
«6 — 7.9.41. Погрузка на ст. Волхов, для следования в Войбаколово, Жихарево. Полки подверглись сильной бомбардировке авиацией пр-ка в течение 6 и 7.9.41.
8 — 9.9.41. Дивизия выходит в р-н Новая, Хандрово, ст. Назия и лес южнее ж.д. 1080 сп под командованием майора Михайлова по пути следования Гонтовая Липка встретил упорное сопротивление пр-ка и, опрокинув его, вышел на рубеж р. Черная и вел наступление на Синявино. 1082 сп под командованием майора Смирнова одним батальоном занял рубеж р. Черная на фронте: просека, Гонтовая Липка, Сараи»…
На месте первого боя 310 СД сооружен памятник в виде оружейного штыка.
В боях по прорыву блокады города Ленинграда части и подразделения 310-й стрелковой дивизии понесли большие потери. Только за период боев с 8 по 26 сентября 1941 года 1084 и 1080 стрелковые полки потеряли убитыми, ранеными и пропавшими без вести 4725 человек. На следующий день эти потери составили еще 583 человека… Вот что написала по материалам поиска следопытов директор Киришского историко-краеведческого музея Мария Двоеглазова: «3 ноября 1941 года стал самым трагическим днем для воинов 1084-го стрелкового полка 310-й стрелковой дивизии, которые оказались в окружении в селе Пчева. Полк отбил четыре атаки, а к началу пятой иссякли боеприпасы. Не имея патронов, бойцы бросались на фашистов в рукопашный бой со штыками и прикладами.
Командир полка, майор Арсений Георгиевич Юртов руководил боем возле правления колхоза на центральной площади села Пчева. Сбросив во время боя с себя полушубок, он стал особо уязвим, и фашисты, заметив на петлицах его гимнастерки командирские знаки различия, расстреляли его. Комиссар полка Сергей Аркадьевич Зеленский неоднократно поднимал бойцов в атаку и был тяжело ранен, бойцы занесли его в дом председателя колхоза,чтобы перевязать, и в это время в дом ворвались фашисты. Комиссар отстреливался, но был убит.
Начальник штаба полка, майор Садык Джумабаев находился в окопе с пулеметчиками, у него были перебиты ноги, но он продолжал стрелять по врагам из автомата. Когда погибли пулеметчики, и снаряды закончились, он стрелял из личного пистолета и, чтобы не оказаться в плену, последнюю пулю оставил для себя.
Радист Борис Мартемьянов находился с рацией в штабе полка, и отстреливался, пока не закончились патроны, после этого взорвал в своих руках гранату — погиб сам, уничтожил рацию и нескольких фашистов. Группа бойцов полка, которая сражалась под командованием майора Юртова, после его гибели забаррикадировалась в помещении правления колхоза и держалась до тех пор, пока немцы не подожгли дом.
В селе Пчева погиб почти весь 1084-й стрелковый полк во главе со всем руководящим командным составом. Вышли из окружения около 40 человек. Удалось спастись и радисту 1084-го стрелкового полка, сержанту И.А. Звенигородскому, который по заданию командира полка майора А.Г. Юртова вынес боевое знамя полка, был ранен, но добрался до штаба 310-й стрелковой дивизии и передал полковое знамя.
Погибших бойцов местные жители похоронили в братской могиле на окраине села Пчева, вблизи дороги, ведущей на город Кириши».
Один из немногих наших земляков, оставшийся живым в тех боях — Комек Кусаинов. Он в составе 310-й дивизии защищал Ленинград. Там был тяжело контужен и ранен, лишился ноги, после госпиталя вернулся домой. Его сын Майдан рос на незабываемых воспоминаниях отца. Когда Майдан Комекович Кусаинов стал преподавать в Целиноградском инженерно- строительном институте (1988 год), создал поисковый отряд «Мемориальная зона», каждый год приезжающего на Синявинские болота и высоты искать пропавших без вести, устанавливать памятники и обелиски в местах полковых кладбищ и братских могил. Командир поискового отряда на одноименном сайте признавался своим подписчикам: «Мы думали, что к 2000 году приведем в порядок былые поля сражений, но глубоко ошиблись: работы хватит не только нашим детям, но и внукам достанется. Порой нам казалось, что вся обширная территория Синявинских болот и высот — это одно громадное братское захоронение, где лежат слоями: внизу — погибшие в сентябре, октябре и ноябре 1941 года, поверх них — погибшие осенью 1942 года, а на самом верху — павшие в ходе сражений по прорыву блокады и расширению полосы прорыва. Согласно архивным данным, в районе Синявино числятся пятьдесят братских могил, многие из которых еще предстоит найти».
Пока секретными оставались папки с документами о той войне, следопытам удалось открыть немало других свидетельств героизма казахстанцев на Ленинградском и Волховском фронтах. Оказывается, половина военных шоферов, перевозивших грузы по «Дороге жизни» — бойцы 295-й автороты из состава все той же 310-й стрелковой дивизии. Доподлино известно: среди 340 воинов «Дороги жизни», проложенной по льду Ладожского озера, и награжденных орденами и медалями — были и казахстанцы: шофера С. Кабиев, К. Оспанов и С. Ичевский.
После переформирований, прорыва Ленинградского кольца, дивизия продолжила свой героический путь в наступлении на врага. Почетное наименование «Новгородская» ей было присвоено 20.01.1944 года «За успешные действия в ходе Новгородско-Лужской наступательной операции. Орденом Красного Знамени награждена «За образцовое выполнение заданий командования в боях с немецкими захватчиками за овладение городом Кезлин и проявленные при этом доблесть и мужество. Орденом Ленина дивизиия была награждена «За боевые действия в начале мая 1945 года по форсированию проливов Дивенов и Свине и освобождение важных морских баз Воллин, Мисдорф, Свинемюнде, Альбеки Цинновитц».
Бойцы поисковых отрядов продолжают восстанавливать имена тех, кто ценой жизни отвоевывал у оккупантов родную землю.
Подготовил Григорий СПОДЕНЕЦ, собкор «АП».
Фото с сайтов поисковых отрядов.