О мироустройстве, музыке, добродетели…

К 1150-летию аль-Фараби
«Человек не может быть наделенным с самого начала от природы добродетелью или пороком, так же, как он не может быть прирожденным ткачом или писцом. Но он может от природы быть предрасположен к состояниям, связанным с добродетелью или порокомТочно так же он может иметь природное предрасположение к действиям, сопряженным с писанием или другим какимлибо искусством, и эти действия ему выполнить легче, чем какиелибо другие».

Сегодня такое понимание роли наследственности в характере человека ни у кого вопросов не вызывает. Но прийти к пониманию этого в X веке (в Европе тогда «ведьм» на кострах сжигали) мог ученый, намного опередивший свое время. Именно таковым был автор этих слов, выдающийся мыслитель Востока аль-Фараби.

Выходец из казахского Отрара после долгих скитаний в поисках ответов на мучившие его вопросы о тайнах мироздания приходит в Дамаск — город, ставший тогда центром наук, искусств, ремесел. Именно там он получает возможность прочесть в подлинниках произведения Аристотеля, Платона и других древнегреческих философов.

О выдающихся способностях аль-Фараби, в частности, свидетельствует то, что приехав в центр Арабского халифата, аль-Фараби владел лишь тюркскими языками. Но его тяга к наукам, просвещению была столь велика, что арабский он выучил уже совсем скоро, а в конце жизненного пути знал более 70 языков.

Войдя в историю с почетным званием «Второй Учитель» (после Аристотеля), он стал не только переводчиком и комментатором трудов великих древнегреческих философов, заложивших основы современной науки, но и сформировал собственные философскую и мировоззренческую концепции.

Он оставил после себя богатое научное наследие — около 200 трактатов, которые охватывают самые различные отрасли знаний. Из оригинальных работ аль-Фараби наиболее известны произведения: «Жемчужины премудрости», «Трактат о взглядах жителей добродетельного города», «Философские трактаты» и «Большая книга о музыке».

Переводы трудов аль-Фараби на латынь и иврит в средневековой Европе осуществлялись с очень давнего времени — XIІ-ХІII вв., а в 1930-1932 гг. в Париже был опубликован перевод на французский язык первой части «Большой книги о музыке», осуществленный французским ученым Эрланже. В нем он исследовал не только проблемы музыки (от построения музыкальных звуков до взаимосвязи музыки и поэзии), но и всесторонне раскрывал положительные стороны этого вида искусства и ее воспитательное значение, анализировал степени одаренности человека в изучении различных жанров музыки.

Работы философа условно подразделяются на две категории. Первые посвящены законам мироздания, человеческому существованию и миропознанию. Математику, астрономию и геометрию аль-Фараби относил к числу наук, которые способны помочь в толковании вопросов, относящихся к этим областям. Ученый исследовал материю и ее свойства, а также размышлял над понятиями времени и пространства. Ко второй категории трудов относятся работы, посвященные живой природе и законам ее существования. В них освещаются химия, биология, медицина, оптика и физика.

Первопричиной всего сущего аль-Фараби считал Бога, цельного и единого. На втором месте по степени важности планеты и небесные тела, отличные от земных форм и материй. По его теории материя вечна и тесно связана с формой. Последняя существует только неразрывно с материей, будучи наполненной ею. Отдельно ученый рассматривал и космический разум. Мудрец верил, что под его защитой находится живая природа.

Аль-Фараби считал, что все в мире распределяется на шести ступенях, связанных между собой причинно-следственными связями. На первой ступени находится первопричина зарождения всего, а на второй — появление всего. На третьей — разум, находящийся на стадии активного развития, на четвертой — душа. На пятой — форма, а на шестой — материя. На этих шести ступенях зиждется все, что окружает человека.

Интересовали аль-Фараби философия и социология, политика, педагогика, этика, диалектика и государственное устройство. Суждения мыслителя опережали время. Работы, созданные им, актуальны и сегодня.

Нина МИТЧИНОВА.

Читайте также